Депутат Госдумы Евгений Богомольный: «Кризис завершится через полтора года»

- Когда кончится финансовый кризис?

-  Думаю, что часть промышленности начнет возрождаться,  начиная с весны. К лету,  в следующем году будет другая ситуация. Все-таки 98-й год, с которым мы пытаемся сравнивать этот кризис, показал, что мы можем выходить из кризиса достаточно неплохо. Правда, учитывая, что в те годы наша промышленность не была так загружена, как сейчас. Сегодня более 80% загрузки. Чтобы наращивать производство, необходима более серьезная реконструкция промышленности, что требует немалых средств. Будет посложнее. Но и развитие агропромышленного комплекса и ряда потребительских отраслей в последнее время показывают, что резервы у нас есть, надо разумно ими воспользоваться. Учитывая только импортозамещение (то есть замену импорта товарами отечественного производства), мы получаем  достаточно серьезный резерв на повышение потребительского спроса, а это и есть выход из кризиса. Я думаю, наверное, года полтора - и начнет ситуация меняться в лучшую сторону.

   
   

- Как государство собирается защищать людей от массовых увольнений? Пособие по безработице у нас мизерное, а работодатели стараются уволить не по сокращению, а выдумав какой-нибудь повод. Куда может пойти жаловаться уволенный человек?

-  Есть две стороны вопроса – гражданин должен четко знать и защищать свои права. Он должен хотя бы для приличия прочитать Трудовой кодекс, который четко говорит, какие у него права. Сегодня многие СМИ такие советы дают - что является законным основанием для увольнения, как должно проходить увольнение. Только под роспись. Человек должен быть ознакомлен с тем, что его увольняют. Надо идти в инспекцию Роструда, использовать силу профсоюзов и прокуратуры, которая следит за соблюдением порядка и законности при увольнении. Сегодня одна из задач прокуратуры – именно следить за соблюдением ТК, правильностью увольнений. Но не каждый человек может решиться на это, поэтому и предусмотрены меры для смягчения этого процесса, то есть лишения работы. Сегодня увеличено максимальное пособие по безработице до 4900 рублей, причем оно распространяется не только на тех, кто уволен по сокращению штатов, но на тех, кто уволился по собственному желанию, плюс программа по созданию новых рабочих мест, по созданию общественных работ, которые совмещаются с пособием по безработице.

Одна сторона – защита своих прав самими гражданами, второе - те меры, которые сегодня предусматривает государство через службы занятости: пособие по безработице, расширение основания для получения пособия, увеличение максимального пособия, создание новых рабочих мест и общественных работ. Система начала действовать. По крайней мере у нас в Удмуртии такая система разработана на сумму 500 млн. рублей. В то же время те люди, которые регистрируются на бирже, примерно 50% из них получают работу из перечня вакансий, которые есть. И еще большие деньги будут потрачены на переобучение, чтобы человек мог найти себя в жизни.

- Почему все-таки растут цены?

- Вопрос, конечно, интересный, как говорится. Но это юмор нехороший. Можно понять почему растут цены на импортные товары, потому что соотношение валют изменилось, доллар стал больше стоить. С другой стороны, мы бизнес ведем кое-как. Есть две модели бизнеса: вещь стоимостью 5 рублей продавать за 10 рублей, зарабатывать деньги на больших продажах, а можно вещь стоимостью 5 рублей продать за 1000 рублей одну в месяц. Почему-то мы более склонны ко второй модели. Поэтому мы так и живем.

На самом деле цены на сельхозпродукты, на другие товары должны падать, даже несмотря на то, что есть определенный рост тарифов в этом году на 20-25%, на электроэнергию, газ – тарифы ЖКХ. Они играют роль в производстве, себестоимость растет. С другой стороны, упали цены на горюче-смазочные материалы, хоть и не так сильно, как хотелось бы. Сегодня ФАС занимается этим, чтобы заставить монополистов снижать цены. Есть снижения, которые должны компенсировать рост тарифов, так что цены не должны падать. Сегодня правительство этим вопросом занимается, чтобы были невысокие наценки на социально значимые товары. Думаю, в ближайшее время вопрос должен быть решен.

- На днях в СМИ появилась информация о том, что планируется переход от долларового кредита на рублёвый. Как он будет осуществлён? Не получится ли так, что люди, взявшие ипотечный долларовый кредит, будут платить втридорога?

- Госдума старается эти вещи учесть. Мы считаем, что переход с тех долларовых кредитов, которые есть, на рублевые – только по желанию самого заемщика. Если не хочет, банк не может настаивать. А новые кредиты даются только в рублях, курс такой, что невыгодно и брать, и давать в валюте.

- Как вы относитесь к использованию Стабфонда? Рационально ли это происходит?

- Я считаю, что то, что сегодня Стабфонд начинает использоваться так же, как мы планировали - на устранение дефицита бюджета, в общем-то, для этого его и готовили, это правильно. Сегодня происходит пересчет бюджета 2009 года с более реальными параметрами – это стоимость нефти порядка 41 доллара за баррель, стоимость доллара порядка 35 рублей, по предварительным расчетам, показывает, что дефицит бюджет будет порядка 3,5 трлн. рублей. Учитывая сегодняшний Стабфонд – больше 5 трлн. рублей, в Фонде будущих поколений порядка 2,5-3 трлн. рублей, в принципе, это неплохие возможности продержаться. По дефициту - расходы бюджета порядка 9 трлн. рублей, доходы 6,5 трлн. рублей, и эти 2,5 трлн. будут погашаться из Стабфонда.

   
   

Опасения, что средства Стабфонда разворуют, в какой-то степени правильные, без контроля у нас нельзя. Мы приняли закон о введении контроля во всех банках, куда поступают деньги для передачи на производство. Там будут работать уполномоченные люди от ЦБ. Нельзя сбрасывать со счетов и Счетную палату, которая занимается контролем расходования бюджетных средств. Сегодня и прокуратура серьезно нацелена на работу. Сегодня контролеров хватает, главное, чтобы контроль был действенный и серьезный. И Госдума не снимает с себя ответственности. Готовится законопроект о том, что правительство должно каждый квартал отчитываться в расходе бюджетных средств.

- Правда ли, что правительство планирует частичную декапитализацию российских банков? Говорят, что к концу кризиса частных банков вообще не останется, вы этому верите?

- Я в это не верю, государству этого не нужно. Другое дело, что сейчас очень важная задача - не допустить сбоя ликвидности банков. Мы понимаем под этим – чтобы не было ажиотажного снятия вкладов, которое может привести к разрушению банковской системы. Поэтому государство приняло решение поддержать системообразующие банки, ликвидность. Одним из первых законов было повышение страхования вкладов до 700 тыс. рублей, чтобы люди знали, что они свои деньги получат полностью, потому что 95% вкладов как раз не превышают 700 тыс. рублей. Эти задачи были выполнены, сегодня такого оттока нет. Был отток, когда люди снимали рубли и покупали доллары или евро, но часть из них вернулось в виде вкладов, не было больших потерь. Поэтому государству невыгодно иметь только государственные банки.

- Как претворяются в жизнь программы правительства России по поддержке людей, пострадавших в кризис - потерявших, к примеру, работу; людей взявших кредит и теперь не имеющих возможность его выплатить?

- Одна программа тем, кто потерял работу. Она решается через центры занятости. Это увеличение пособия по безработице, расширение оснований для постановки на учет по безработице, применение переобучения, помощь при переезде в другой регион. Это создание общественных работ, расширение инфраструктурных проектов. Вторая программа направлена на помощь тем, кто брал кредиты и сегодня потерял работу или тем, кто теряет за счет увеличения выплат по валютному кредиту. Существует программа по ипотечным кредитам через АИЖК, которые позволяют реструктурировать выплаты. АИЖК частично берет на себя эти выплаты, они могу выкупать у банков договора, закладные. Там есть своя программа по рассрочке, помощи со стороны государства. Тем, у кого выплаты превышают определенный уровень дохода, у кого единственное жилье и так далее. То же самое делается и в помощь тем, кто брал автокредиты. Эти программы работают, как раз сейчас происходит выявление таких людей, они пишут заявление, чтобы попасть в эти программы.

- Планируется ли в Москве или области строительство низкобюджетных домов из альтернативных материалов? К примеру, в Австралии дома строят из картона...

- Нам бы австралийский климат. Мы привыкли в России строить из кирпича, климат у нас другой. Хотя в своей производственной жизни мне довелось бывать в Канаде, там действительно строят дома не в три кирпича, а по другим технологиям, у нас они уже тоже появились. Думаю, что, учитывая ту программу, которая сегодня разрабатывается по малоэтажному строительству именно с применением других экономичных и экологичных материалов, она будет внедряться. А увеличение роста бюджетного жилья планируется, Москва вошла в эту программу. Начинается строительство «доходных домов». Прежде чем получить социальное жилье, человек сможет в таком «доходом доме» за небольшую плату жить.

- Скоро от Москвы до Нижнего Новгорода построят скоростную трассу по горьковской железной дороге. Ожидается ли всплеск цен на недвижимость в связи с этим в таких городах, как Владимир и Нижний Новгород?

- Чем больше будет развиваться транспортная структура и быстрее можно будет попасть в Москву, тем реальнее что, это вызовет рост стоимости жилья. Если люди смогут в течение часа попасть в Москву на работу, конечно, эти города будут более привлекательными. Сегодня в ближнем Подмосковье, в 15-20 км от МКАД, цены уже составляют примерно 80% от цен в Москве. Следующее, о чем говорят риелторы, - это будет примерно 50-километровое кольцо, когда разовьется коттеджное строительство эконом-класса. Очень многие на сегодня готовы были бы поменять квартиру в Москве на коттедж с участком.  Имея транспорт, всегда можно попасть в Москву. Тут надо решить проблему пробок и еще ряд задач, но такие тенденции уже есть. Порядка 200 таких коттеджных поселков эконом-класса со стоимостью жилья и участка в пределах 200-300 тыс. долларов, уже строятся.

-  Для кого строятся элитные районы в Москве? Реклама «супердорогих» домов зашкаливает...

- Понятно, что это строилось еще в те годы, когда не было кризиса. Мы сегодня говорим - кризис, а всего лишь в июле нефть стоила 147 долларов за баррель. Средняя цена прошлого года порядка 95 долларов. При той цене валюты в Россию ежедневно поступал миллиард долларов только от цены на нефть. Для тех, кто мог купить такое жилье, и строилось это. Это давало огромные доходы. Сегодня просто достраиваются объекты. Последние данные говорят о том, что количество этого жилья в два раза увеличилось на продажу, сделок больше не стало. Их продают, потому что этот отложенный спрос может надолго задержаться. Цены бешеные, средняя цена 10-30 млн. долларов за квартиру, поэтому сделок сегодня практически нет. Будущее за строительством эконом-класса и бизнес-класса. Сейчас переизбыток элитного жилья.

- Решила ли комплексная установка счётчиков на воду  проблему экономии водных ресурсов? Какие ещё счетчики планируют «продвигать» власти?

- Думаю, счетчики четко показали пользу для самого населения, люди стали платить за реальный расход воды, а не за мифологическую норму. Реальный расход оказался во многих случаях в десятки раз ниже. Если есть счетчики на входе-выходе воды, тепла, энергии, больше и учитывать нечего. Может увеличиваться класс точности счетчиков, но это другой разговор. Надо понимать, что еще не все дома оборудованы счетчиками. В домах, где давно не было капремонта, их просто страшно ставить – трубы могут оторваться.

- Вопрос от читателя. Мои друзья в Америке и Европе никогда не жалуются на бытовые проблемы. Расскажите о ситуации в ЖКХ в нашей стране. Почему мы хуже развитых стран?

- Мы не хуже развитых стран. Основные проблемы ЖКХ вызваны тем, что система другая. Мы выбрали централизованную систему снабжения коммунальными услугами. Эти огромные по протяженности участки теплового хозяйства, теплопроводы, трубопроводы – главная проблема. На Западе преобладает индивидуальный характер жилья. Каждый дом имеет свою систему отопления, общая подвода – только электроэнергия, холодная вода, канализация.

У нас проблема в огромных трассах, которые требуют ремонта. Сегодня внедряется много программ по ресурсосбережению именно в системе ЖКХ. Даже в Москве сегодня порядка 10 тыс. ЦТП, которые нагревают воду. Там насосы стоят, чтобы на последний этаж могла дойти. Их площадь - 120-130 кв. метров. Если их оборудовать современной техникой, достаточно 30-40 кв. метров. На этом месте можно построить 2-3 этажные здания за счет инвестора, который  модернизирует систему подготовки воды и получает 2 этажа для сдачи в аренду – а это развитие малого и среднего бизнеса. Есть такие технологии. Сегодня с учетом закона о концессиях, государственного частного партнерства, начали поступать деньги в сферу ЖКХ, идет улучшение. Когда это закончится, будет сделано - сложный вопрос, это очень большая и емкая сфера. Сегодня только наши платежи в систему ЖКХ превышают 1,5 трлн рублей. Пока приведем в порядок эту огромную сферу, не один год пройдет, но работа уже ведется.

- Гневный вопрос от читателя. Говорят, что в Москве все квартиры скупили чиновники. До каких пор взяточники будут в рядах главных закупщиков недвижимости в столице?

- Задающий этот вопрос ошибается, даже по официальной статистике из 5 млн. кв. метров жилья, которое строится в Москве, 50% закупает Москва для социальных нужд. Часть жилья покупают обычные люди с целью сбережения своих денег. Покупка второго жилья давала доход выше, чем депозит в банке. Это не чиновники, это обычные люди с нормальной зарплатой, позволяющей покупать нормальное жилье. А часть, конечно, покупают чиновники. Если бы у чиновников не было денег, которые они получают в виде незаконных доходов, мы бы уже могли говорить, что победили коррупцию. Но что все квартиры покупают чиновники – это неправда.

- Вы верите в то, что Москву ждёт резкий обвал цен на жильё? Когда вообще цены на квартиры у нас достигнут реального уровня возможностей россиян?

- Обвал цен на жилье в Москве - сложный вопрос, об этом Лужков достаточно серьезно говорил, что не стоит его ожидать. Сегодня достаточно серьезные средства вкладываются в покупку готового жилья для социальных нужд, об этом говорил президент, есть программа по обеспечению жильем ветеранов войны. Планировались серьезные покупки жилья для военнослужащих, плюс социальные программы, то есть те, кому должно дать государство жилье, плюс очередники. Покупки жилья идут. Думаю, что, жалко, конечно, что в Москве мы не дождемся сильного сброса цен на жилье. Москва - это столица, здесь все-таки денег больше, чем в регионах. А вот в регионах процесс снижения цен на жилье идет. Есть еще особенность, что сегодня риелторы продают жилье со скидкой, но не говорят об этом. Информацию никто не дает, поэтому есть ощущение, что цены стоят на месте. Если человек приходит с наличными деньгами на покупку жилья, может получить 20-25% скидку.

- Какие реформы ЖКХ планируются в ближайшее время?

- Думаю, новых реформ не будет, надо бы довести до конца то, что запланировано. На сегодня имеем фонд реформирования ЖКХ, в него вложено 240 млрд. руб., его задачи - капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение людей из ветхого жилья в новое. Основная реформа ЖКХ – выбор формы управления многоквартирными домами, создаются ТСЖ, нанимаются управляющие компании. Плюс привлечение частного капитала с целью реконструкции, модернизации сегодняшнего ЖКХ в целом. Плюс программа строительства и развития энергомощностей, тепломощностей. Все эти программы работают, думаю, нового пока ничего не надо.

- Дайте советы нашим читателям, как пережить это тяжелое кризисное время.

- Сегодня  человеку надо очень внимательно самому защищать свои права. И государство может помочь. Надо читать ТК,  законодательство, ЖК, свои права надо знать и за них бороться. Сегодня партия «Единая Россия» не зря говорит о том, что первая волна пострадавших – «голубые воротнички» – служащие банков, IT-компаний.  Оказалось, что у них даже своего профсоюза нет, их защищать некому.

Следующий совет – надо не терять голову, потому что кризис – явление временное, он пройдет. Мы за последние 20 лет, с 92-го года, много их пережили. Только на слуху минимум 4 кризиса – все равно это все проходит. Надо понимать, что сегодня рабочих мест много, есть где приложить свои руки и голову. Можно поменять свою профессию, есть много работ в другой сфере. Главное – понимать, что кризис пройдет. И, конечно, всем хотелось бы пожелать удачи, везения и понимания того, что жизнь не останавливается на этом.

 ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ ЕВГЕНИЯ БОГОМОЛЬНОГО