Государство нам обязано?
Кто решает, сколько будет бюджетных мест в вузах и почему государство тратит деньги на обучение людей, которые потом уйдут в коммерческие фирмы? Надо педагогам зарплату поднимать, а не оплачивать высшее образование сотрудникам частных компаний.
Р. С о т н и к о в, Нижний Новгород
Количество «бесплатников» ежегодно определяется Минобрнауки, при этом учитывается, каких специалистов не хватает, что происходит и будет происходить в ближайшие годы на рынке труда. А вот кому предоставлять бюджетные места — вопрос непростой. «К сожалению, до сих пор нет комплексной и продуманной реформы образования с ясной аналитикой за последние 20 лет, — считает президент Регионального общественного фонда «ИНДЕМ» Георгий САТАРОВ. — В реформе образования не может быть универсальных рецептов для всей страны, и многие вопросы логично решать на уровне регионов. Если город вкладывает средства в бесплатное высшее образование, он должен иметь право обязательного распределения выпускников-бюджетников в госучреждения. Причём бывшего студента там должна ждать конкурентоспособная зарплата».
Для справки. В экспериментальных частных школах нередко увеличивают количество часов по одному предмету за счёт часов по другому. Оказывается, это можно делать лишь в отношении факультативов. Обязательные учебные предметы должны преподаваться в объёме, утверждённом федеральным базисным учебным планом.
Превратить отличника в двоечника поможет ЕГЭ
Моя дочь, золотая медалистка, получила по ЕГЭ 73 балла. Как нам объяснили, это твёрдая пятёрка. Но вуз выставил проходной балл — 90 (!), и нас развернули, сказав, что с тройками не берут. Что за путаница с переводом баллов в оценки?
О. Б а н к и н а, Томск
По словам эксперта Департамента образования Александра ГАВРИЛОВА, процесс подсчёта оценки за ЕГЭ очень непрост: «Сначала результаты экзамена определяются по 60-балльной системе (за каждый правильный ответ начисляют 1 балл). Затем всё переводят в 100-балльную систему, потому что в сертификате о сдаче ЕГЭ будет записана сумма баллов именно по этой шкале. Простой пропорции для перевода нет, зато есть сложный коэффициент, который зависит от уровня вопроса, на который ответил школьник». Именно на этом этапе немудрено потерять несколько баллов. Но это ещё не все фокусы с ЕГЭ. Чтобы поставить оценку в аттестат, сотню нужно «конвертировать» в старую добрую систему от единицы до пятёрки. И что получится после всех этих манипуляций, предсказать сложно. Вузы тоже вносят свою лепту — они дожидаются, когда будут объявлены результаты ЕГЭ, и только после этого называют проходной балл, чтобы сохранить большую конкуренцию среди абитуриентов и репутацию серьёзного института с высокими критериями отбора. По правилам ЕГЭ 49-65 баллов аналогичны четвёрке, по вузовским меркам это легко может выглядеть как тройка«. С жалобами эксперты советуют обращаться в Департамент образования.
Учебники как роскошь
Почему в одних школах учебники даются бесплатно, а в других их приходится покупать родителям?
О. С у р к о в а, Омск
«Выдадут детям учебники или придётся их покупать — зависит от финансового благополучия вашего региона, — рассказал «АиФ» 1-й зам. председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег СМОЛИН. — Согласно закону обеспечение школ учебными материалами находится в ведении субъектов РФ. Они должны выделять субвенции местным бюджетам. Однако выделение денег школам, как правило, происходит по остаточному принципу. Чтобы каждый школьник получил от государства необходимые учебники, нужно 12 млрд. руб. На фоне дополнительных доходов бюджета страна вполне могла бы позволить себе такую „роскошь“. Однако правительство, судя по всему, думает иначе. Ситуация с учебниками противоречит нормам социального государства, каковым по Конституции является Россия. И это странно, поскольку даже в экономически либеральных США учебники в муниципальных школах выдаются бесплатно». Нашим же родителям остаётся лишь дойти до Конституционного суда, чтобы добиться справедливости.
Больше 25 не собираться
Мой сын в этом году пошёл в школу. В его классе оказался аж 31 ученик! Парты для всех еле-еле помещаются в кабинете, ребятам жутко неудобно. Неужели нет никаких норм по количеству детей в классе?
И. С к в о р ц о в а, Белгородская обл.
Согласно Санитарно- эпидемиологическим правилам (СанПиН) количество учеников в классе не должно превышать 25, рассказали «АиФ» в Минобрнауки. При этом в гигиенических требованиях к условиям обучения говорится, что на одного человека должно приходиться минимум 2,5 м2, а расстояние между рядами столов не должно быть меньше 60 см. Каждого школьника обязаны посадить на удобное место: в соответствии с ростом, зрением и слухом.
«Российские нормативы очень даже приличные, — заверил нас председатель комиссии Мосгордумы по образованию Евгений БУНИМОВИЧ. — Во Франции, например, разрешается набирать в класс до 30 учеников. Однако психологи считают оптимальным для обучения группы в 15 человек, но подобное достижимо разве что в частных образовательных учреждениях». Зато родители, чьи дети учатся в классах, где число учеников превышает 25 человек, вправе подать жалобу в региональное управление образования, сославшись на СанПиН N 2.4.2. 1178-02 от 28 ноября 2002 г.
Самые распространённые взятки в вузах
Слышал про опрос среди студентов, 50% из которых признались, что сталкивались с коррупцией в вузах, особенно при поступлении. Значит, заявления наших чиновников о драконовских мерах по искоренению взяточничества — очередное сотрясение воздуха?
А. П о м и н а е в, Москва
Все сочинения и письменные работы на вступительном экзамене анонимные, работы проверяют преподаватели с других факультетов. Однако это не отменяет «традицию» поступления по блату. Как рассказал «АиФ» декан экономического факультета одного из российских госвузов, просто меры по ужесточению контроля привели к тому, что теперь помощь оказывают люди рангом повыше, а значит, и за более внушительную сумму. Размер взятки зависит от доходов родителей, рейтинга учебного заведения и умственных способностей абитуриента: чем глупее — тем дороже. По оценке ЮНЕСКО, коррупционный оборот в сфере российского образования уже превысил планку в 500 млн. (!) долл. в год. Вот они, реальные доходы некоторых институтских преподавателей и необъятного числа начальников, сидящих в деканатах и ректоратах. Их аппетиты подогревает готовность родителей расстаться с деньгами — лишь бы обеспечить своему чаду гарантированное поступление на бюджетное отделение. По словам директора независимого агентства «РейтОР» Ирины АРТЮШИНОЙ, поступление на «бесплатное» место обходится на 20-30% дешевле, чем стоимость высшего образования на контрактной основе.
Пользуется спросом и такая удешевляющая услуга, как перевод с платного отделения на бесплатное. Конечно, в любом деканате вам скажут, что подобное категорически запрещено, но при правильном (!) покровителе и большом кошельке (от 5 до 30 тыс. долл.) это лишь вопрос времени. Фиксированной цены на «льготное» поступление в магистратуру или аспирантуру нет: всё зависит от престижа кафедры, оценок студента и наличия свободных мест.
Смотрите также:
- Вуз из подворотни. Стоит ли платить за некачественное образование? →
- За что родители обязаны и НЕ обязаны платить в школе →
- За что родители должны и не должны платить школе →