Рассказывает член Комитета Госдума по экономической политике и предпринимательству Олег Валенчук:
— На данный момент всевозможные проверки не просто доказали свою низкую эффективность — они превратились в механизм давления на частных предпринимателей со стороны коррумпированных чиновников. Малый и средний бизнес задыхается под гнетом избыточных требований и необоснованных вмешательств со стороны надзорных органов.
Поэтому, нам предстоит, во-первых, модернизация системы планового контроля и сокращение периодичности проведения плановых проверок — не чаще, чем один раз в три года. Исключение делается лишь для социально-значимых объектов, таких как больницы, школы и детские сады. Во-вторых, необходим пересмотр правил внепланового контроля. Фактически, внеплановые проверки станут возможны лишь тогда, когда речь идет об угрозе жизни или здоровью людей, загрязнении окружающей среды, аварийных ситуациях.
Еще одна важная норма, которая защищает права контролируемых организаций, четко фиксирует в законопроекте перечень нарушений, при которых результаты проверки являются недействительными.
Максимально допустимое время для проведения проверок планового контроля также является существенной новацией в законопроекте — для микробизнеса это 15 часов в год, для малых предприятий — 70 часов. Эти цифры получили, исходя из европейского опыта. Например, в Польше такие ограничения дали ощутимый положительный эффект для развития малого и среднего предпринимательства.
Кого охраняем?
Кстати, согласно данным опроса ВЦИОМ, основные жалобы со стороны малого и среднего бизнеса свидетельствуют о том, что одной из самых существенных проблем для предпринимателей является деятельность правоохранительных структур. Отдельные положения действующего Закона «О милиции» наделяют сотрудников ОВД неоправданно обширными возможностями в отношении предпринимателей. При этом закон не содержит четких процедур, которые наделяли бы определенными правами и обязанностями самих граждан, в отношении которых проводятся проверки. Все это дает простор для злоупотреблений.
Теперь должен наступить конец милицейскому произволу в сфере малого и среднего бизнеса. Проведение мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, станет возможно только при наличии соответствующего повода к возбуждению дела, а должностные лица органов внутренних дел при проведении подобных мероприятий должны будут руководствоваться только теми процедурами, которые прямо предусмотрены нормами УПК РФ и КоАП РФ.
— В законопроекте заложен принцип уведомительного порядка в тех сферах, где сосредоточено более трёх четвертей малого бизнеса в России. Это, например, гостиничные и бытовые услуги, услуги общественного питания, розничная, оптовая торговля, коммерческая перевозка пассажиров, производство одежды и обуви. Именно уведомительный подход, то есть заполнение только одного документа малым предпринимателем в начале его деятельности, будет минимизировать возможность местных органов власти требовать от предпринимателей получения различного рода предварительных разрешений, согласований и прочей «макулатуры», — говорит член Комитета Госдума по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский. — Эта мера способна стать существенным стимулом для граждан, желающих начать собственное дело. А также решить проблему легализации мелкой предпринимательской деятельности, осуществляемой значительной долей экономически активного населения без должной её регистрации. Данная проблема в настоящее время во многом связана с необходимостью прохождения обременительных процедур регистрации и последующего ведения чрезмерно сложной отчетности.
Смотрите также:
- На сайте Гепрокуратуры открыли страничку для жалоб бизнесменов →
- Российский бизнес будет развиваться за счёт АПК →
- Депутаты наконец-то защитят малый бизнес →