В 2012 году руководство страны приняло решение выделить 50 млрд рублей из федерального бюджета на строительство новых электростанций на Дальнем Востоке. Стоит отметить, что во многом эта мера вынужденная. Тарифы там и так запредельные, но если в изолированных энергосистемах выйдут из строя электростанции-ветераны, заменить их будет нечем. Тогда замерзающим городам региона не то что деньги – им даже Китай не поможет. Выходом может стать реализация программы «4×4» – «четыре станции за четыре года».
Картина сажей
Дальний Восток на энергетической карте России – большая проблема, причём не одна, а несколько. Если в других регионах электростанции страхуют друг друга – между ними есть высоковольтные линии электропередач – и у них есть запас мощности, то на пространстве от Байкала до Японского моря ситуация скорее обратная. Местные угольные станции пашут, как батарейки «Энерджайзер», в гордом одиночестве на протяжении десятилетий. Их чинят, но с каждым годом риск аварийной остановки в отопительный сезон растёт.
Нельзя сказать, что региональная власть за последние двадцать лет ничего не делала. Она была весьма активна, когда надо было по бартеру получить уголь ещё на три дня. Она была непреклонна – памятен губернатор Приморья Наздратенко, вошедший с Чубайсом и РАО «ЕЭС России» в столь жёсткий клинч, что энергетики предпочитали трижды съездить в Грозный, чем один раз во Владивосток за «живыми деньгами». Теперь ситуация, к счастью, поменялась, а вот станции поменялись меньше – разве что во Владивостоке ТЭЦ перевели с угля на газ и стало почище.
Зато на Сахалине резерва мощностей нет, и если какую-то часть генерации ставят на ремонт, приходится отключать энергоснабжение части острова. Если погода рвёт провода – как это происходит на острове практически каждую зиму – то города и сёла несколько суток живут на ощупь. Не раз «падала» и сама Сахалинская ГРЭС: для охлаждения там используется морская вода, приводящая к коррозии водоводов.
Советская Гавань, где кончается БАМ, мыкается с Майской ГРЭС, пущенной в 1931 году. Станцию много раз чинили и улучшали, но она не вечна. К тому же горячая вода в городе есть только в отопительный период. По мнению главы местной администрации Юрия Бухрякова, «развитие инфраструктуры портовой особой экономической зоны, строительство грузовых терминалов, промышленных предприятий без надёжного энергоснабжения невозможно. Дать его нам устаревшая Майская ГРЭС не может. Поэтому строительство новой ТЭЦ жизненно необходимо для нас».
В Благовещенске ситуация чуть лучше, но город растёт и упирается в потолок энергетических ограничений. По словам губернатора Амурской области Олега Кожемяко, «строительство жилья и социальных объектов буквально тормозится отсутствием тепловых мощностей. А планов много. Только за 2012 год в городе построилось 317,4 тысячи квадратов жилья. По сравнению с 2005 годом произошло увеличение более чем в 3 раза. Вторая очередь ТЭЦ даст возможность по крайней мере до 2016 года безболезненно подключать к централизованному теплоснабжению новые жилые дома». Желающих въехать в новые квартиры в Благовещенске много, но возможное отсутствие тепла их немного озадачивает.
Наконец, в Якутии нормальная работа тепловых станций – вопрос выживания. Пока вопрос решается при помощи одной старой станции и множества дымных кочегарок, работающих в условиях вечной мерзлоты при температурах от -60 до +30 градусов, рядом с которыми круглосуточно находятся ремонтники. Заместитель председателя Правительства Республики Павел Маринычев считает, что «действующая станция – ЯГРЭС, построенная более 40 лет назад, уже почти исчерпала свои возможности. Она безаварийно обеспечивает энергией 10 центральных улусов республики и Якутск, только благодаря грамотно организованной энергетиками эксплуатации. Но продление ресурса не может быть бесконечным».
Хорошо забытое старое
50 миллиардов федеральных рублей должны через четыре года превратиться в четыре новые электростанции. Руководство страны решило изменить энергетическую ситуацию на Дальнем Востоке, положившись на компанию «РусГидро», где государству принадлежит свыше 60 % акций.
Сперва в эту компанию влили РАО «Энергетические системы Востока» – героическую, в общем-то, организацию, долгие годы латающую многочисленные энергетические дыры Дальнего Востока. Затем, когда «РусГидро» немного освоилось с местной проблематикой и, что немаловажно, несвойственными для себя тепловыми станциями, власть сформировала своё предельно конкретное задание.
Четыре станции – первая очередь Якутской ГРЭС-2 (170 МВт; 160 Гкал/ч), 2-я очередь Благовещенской ТЭЦ (120 МВт; 188 Гкал/ч), ТЭЦ в г. Советская Гавань (120 МВт; 200 Гкал/ч) и первая очередь Сахалинской ГРЭС-2 (110 МВт; 15 Гкал/ч). Четыре года – в 2016 году все эти станции должны уже давать свет и тепло.
50 миллиардов пойдут через «РусГидро» в четыре новые компании – стопроцентные «дочки» «РусГидро», зарегистрированные на месте строительства и ставшие заказчиками-застройщиками. Над этими компаниями будет установлен жёсткий контроль с трёх сторон – самого «РусГидро», «Сбербанка» (именно там лежат сейчас 50 миллиардов на депозите – проценты тоже пойдут на стройку) и государственных органов. Финансирование будет идти поэтапно – ровно столько, сколько надо для данного этапа.
С одной стороны, схема принципиально новая – для новой, рыночной России. С другой, что-то в ней напоминает схему контроля над большими стройками в СССР. Не самую плохую, кстати, схему.
То, что деньги на строительство станций не придётся закладывать в местные тарифы, а налоги от застройщиков пойдут в местные бюджеты, дальневосточников не огорчает. После того как станции будут построены, их обслуживанием займутся «РАО Энергосистемы Востока», что опять-таки оставит налоги на местах. Наконец, тёплые кварталы в Благовещенске и горячая вода в кранах СовГавани даже летом – это один из реальных вариантов будущего.
Конечно, пока в лучшее не очень верится – всё-таки старое правило говорит об обратном. Но, может быть, пришла пора его переписать не только на Дальнем Востоке?
Смотрите также:
- На вечной мерзлоте. Якутская ГРЭС-2 возводится по особым технологиям →
- Для бизнеса и жизни. Как обеспечить энергией Дальний Восток? →
- Владислав Иноземцев: Деньги есть - ума не надо? →