Бухгалтерия через интернет: как перевести документооборот в электронный вид

   
   

Во-первых, нужно хорошо продумать, как защитить документы с помощью электронной цифровой подписи. Ведь без подписи любой самый важный счёт остаётся простой бумажкой.

— Отсканированная и вставленная в документ подпись не придает документу никакой юридической силы, — рассказал AIF.RU эксперт по юридическим вопросам Аркадий Целяков. — В этом случае и о документе-то говорить нельзя, поскольку информация в нем ничем не заверена и может быть изменена без вашего ведома после его подписания.

С помощью цифровой подписи вы придадите документу юридическую силу: изменить его содержание будет невозможно, а прочитать документ смогут только избранные. Для того чтобы пользоваться электронной подписью, необходимо сначала получить так называемый сертификат ключа электронной цифровой подписи и специальное программное обеспечение, которое потребуется для ее обслуживания.

Сертификаты электронных подписей выдаются в удостоверяющих центрах, которые имеют лицензию на ведение подобной деятельности. Вам следует подать туда заявление, заполнить несколько анкет и оплатить услугу. Выданный сертификат ключа электронной подписи включат в специальный реестр, чтобы тот, кому потребуется, мог проверить, ваша ли это подпись и имеет ли она юридическую силу (для этого потребуется «открытый» ключ подписи). Кроме того, лично вам дадут флешку, где будет записан «закрытый» ключ подписи. Только с помощью этого ключа вы сможете подписывать электронные документы.

Цена сертификата варьируется в зависимости от выбранной компании и способа подачи заявки на его получение. Если прийти в офис лично, то заплатить придется от 2200 до 3000 тыс. руб. Если сделать заявку на его получение через Интернет, то это будет стоить гораздо меньше (порядка 1600 руб.).

Полученный сертификат будет действителен в течение 1 года. Именно столько по законодательству можно пользоваться собственной подписью в электронном виде. По истечению этого срока сертификат нужно будет оплатить еще раз.

   
   

Некоторые из удостоверяющих центров берут деньги и за необходимое программное обеспечение (правда, купив его одни раз, платить за него снова не придется). Другие, напротив, предлагают его бесплатно, предварительно предоставляя возможность (после заполнения небольшой анкеты) в течение тридцати дней безвозмездно опробовать работу с электронной подписью в целом.

Программное обеспечение, которые предлагают удостоверяющие центры, позволяет владельцу сертификата зашифровывать свои электронные документы. Это снижает риск того, что ими смогут воспользоваться не те, кому они предназначались. Для расшифровки документов адресату потребуется тот же пакет программного обеспечения, которым пользовался отправитель. Таким образом, передать зашифрованный документ, заверенный вашей электронной подписью, можно только тому, у кого это программное обеспечение установлено на компьютере.

Если ключ вашей электронной подписи оказался в чужих руках, нужно незамедлительно подать заявление в удостоверяющий центр, где вы получали сертификат.

Смотрите также: