Дошло до того, что смотрители в музей принимаются до 25, посудомойщицы — до 35 лет. И лишь гардеробщикам «повезло»: конкурентов «до 40» у них нет. А ведь у тех, кому от 40 до 50 лет, дети старшеклассники или студенты. На что их кормить, одевать, учить?!
Читатель «АиФ»
Георгий Бовт, политолог:
Трудовой кодекс (ТК) РФ чётко формулирует способ защиты нарушенных прав работников: обращение в суд. Но! Полномочия суда при рассмотрении иска о дискриминации — большая тайна даже для самих судей.
Как сейчас
Известен случай, когда россиянин обратился в суд с иском о незаконности формулировки отказа в приёме на работу: «Не подходит по возрастному критерию». Первый суд рассматривать дело отказался. Второй отказ в приёме на работу признал незаконным и даже взыскал компенсацию за моральный ущерб. Но обязать работодателя заключить трудовой договор суд оказался не вправе! Во как! Получается, есть Конституция, гарантирующая права граждан, есть ТК, запрещающий вводить возрастной ценз, но ни у граждан, ни у судов нет реальных прав отстаивать требования закона. По-русски это называется «бред сивой кобылы». Этот бред приводит порой к трагедиям. Например, как говорят знающие люди, причиной крупной аварии на одной из ГЭС стало то, что отправили на пенсию тех мастеров, которые «по музыке турбин» слышали, где неполадки, и умели их устранять...
Если мы сами не можем справиться с ситуацией, когда наши предрассудки против нас же самих и работают, то можно обратиться к чужому опыту борьбы с дискриминацией. В США есть спецзакон, запрещающий не только указывать предпочитаемый возраст в объявлениях о приёме на работу, но даже задавать кандидату вопросы о его возрасте. Важно, что американцы создали и механизм для реализации этого закона, — у них есть государственная комиссия по соблюдению равноправия по трудоустройству. Её отделения действуют почти во всех городах Штатов. Туда за защитой может обратиться любой, кому показалось, что его подвергли дискриминации по возрасту. Добавьте к этому толпу адвокатов, специализирующихся на трудовом праве и тщательно выискивающих возможность доказать в суде факт дискриминации, чтобы неплохо заработать на удовлетворении иска потерпевшего. В Европе тоже есть аналогичные законы.
Да ещё и бюрократы из разного рода комиссий по защите прав граждан нагнали страху на работодателей. Кто-то возразит: мол, работодатели давно научились избавляться от неугодных и без упоминания возраста. Но реально работающие законы вынуждают их не спешить с подобными решениями, а значит, появляется время подумать: а так ли уж необходимо ломать голову только из-за того, что какому-то Джонсону стукнуло столько-то лет? Исследования западного бизнеса показывают, что в последние десятилетия большинство успешных компаний предпочитает брать на работу как раз взрослых, опытных специалистов. Это дешевле, чем обучать начинающих и ждать, пока они наберутся опыта.
Как будет
Этот мировой опыт тем, кто имеет полномочия решать проблему дискриминации, не кажется важным. А зря. Страну готовят к повышению пенсионного возраста. А для этого потребуется согласие граждан (чтобы не повторились митинги, как во Франции). Граждане согласятся, только если получат гарантии, что одних не будут выживать с работы уже после 40 лет, а другим не откажут в приёме на работу только из-за отсутствия опыта. Можно ждать, пока жареный петух клюнет. А можно и по-цивилизованному: уже сейчас поправить отечественное законодательство и дать право судам обязывать работодателя заключать трудовой контракт с тем, чей единственный «недостаток» — профессионализм, обретённый с годами. И обязательно надо создать защитные комиссии, как в США и Европе. А чтобы они реально работали, поставить премии их чиновников в зависимость от количества раскрытых случаев по дискриминации. И очень важно обратиться к опыту Великобритании. Там любой толковый выпускник вуза знает, что рабочее место ему обеспечено. Потому что закон опять-таки стимулирует компании брать в свои ряды молодых и перспективных. Но даже им на собеседованиях не задают вопросов о дате рождения. Не поз-во-ле-но!
Смотрите также:
- На птичьих правах. Каждый 5-й россиянин работает без трудового договора →
- Дело табак. Курящие сотрудники не нужны в 25% российских компаний →
- Георгий Бовт: Пожилым и молодым вход запрещен →