«Бархатная» удавка для большого бизнеса

Категория:  Архив Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 06/02/2008
«Бархатная» удавка для большого бизнеса
Ответ редакции

Интересы «акул капитализма» у нас выражает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — его ещё называют «профсоюзом олигархов». Впрочем, президент РСПП Александр ШОХИН с таким определением не согласен. По его словам, эта организация защищает всех предпринимателей — и крупных, и средних, и малых.

— В конце 2007 г. пошли разговоры о пересмотре итогов приватизации 90-х годов, о «бархатной реприватизации» -это когда некоторые структуры, созданные с участием чиновников, вынуждают предпринимателей продать свой бизнес государству. Что вы по этому поводу думаете?

— Государство сейчас активно приобретает предприятия. Причём не только представляющие стратегический интерес или значимые для национальной безопасности. Часто государство заходит в бизнес, даже когда существующие собственники эффективны.

Нередко активы приобретаются по минимальному уровню рыночной стоимости из-за того, что прежним владельцам искусственно создаются разные проблемы. Это и называют «бархатной репри-ватизацией». Отношение РСПП к таким вещам — резко отрицательное. Сохранение олигархической системы крайне опасно для бизнеса. Но если в 90-е годы бизнес влиял на власть, то сейчас само государство, вернее бюрократия, по сути создаёт олигархические структуры, которые держат бизнес «под колпаком».

А если говорить о пересмотре итогов приватизации — осенью ВЦИОМ по заказу РСПП опросил на эту тему предпринимателей. 58% согласны на компромисс с властью — в том случае, если предприятия были приобретены с нарушением законов. 17% — категорически против любого отъёма собственности. И только 15% выступают за массовый пересмотр — это, скорее всего, те, кто рассчитывает поживиться в результате такой кампании.

Хватит назначать олигархов!

— ПРАВИТЕЛЬСТВО увлеклось созданием государственных корпораций. Полезно ли это для экономики?

— Государство, конечно, вправе присутствовать в секторах, связанных с национальной безопасностью. Но их надо чётко обозначить. Госкорпорации, созданные на особых условиях, — это не самый лучший вариант. Их деятельность, как правило, финансово непрозрачна. В результате эти компании могут стать «кормушкой» для чиновников, ведь их руководители по сути являются назначенными олигархами.

Долго существовать в том виде, в каком они сейчас создаются, госкорпорации не должны. Неслучайно президент недавно дал понять, что госкапитализм — не наш путь. Он сказал о необходимости присутствия в таких госкомпаниях и частных компаний. На мой взгляд, госкорпорации должны создаваться только с целью привлечения частных стратегических инвесторов. Затем государство должно выходить из бизнеса.

— А есть примеры удачного присутствия государства в бизнесе?

— Естественные монополии. Деятельность таких «старых» госкомпаний, как «Газпром», РАО ЕЭС, давно прозрачна — они проходят международный аудит, в советах директоров есть независимые директора, представители миноритарных акционеров. Безусловно, если бы «Газпром», например, не был монополистом в добыче, транспортировке газа, ему было бы трудно реализовать такие крупнейшие проекты последнего времени, как освоение Штокмановского, Южно-Русского, Бованен-ковского месторождений, находить эффективных подрядчиков для строительства дорог, инфраструктуры.

Профшантаж

— В СТРАНЕ оживилось забастовочное движение, подогреваемое профсоюзами автозаводов. Новые профсоюзы — это серьёзная сила?

— Новые профсоюзы действуют жёстко, «на выживание». Если в начале 90-х забастовки устраивались по поводу многомесячных невыплат зарплаты, то сейчас ситуация совершенно иная. Рабочие предприятий с иностранным участием получают довольно неплохую зарплату — по российским меркам. Но они сравнивают свои доходы с тем, сколько получают их коллеги в Европе. При этом у нас ощущается острый дефицит квалифицированных рабочих кадров. И это лишь ужесточает требования профсоюзов.

Но сравнивать нужно не только доходы, но и производительность труда. Рост зарплат у нас в последний год в два раза опережал рост производительности. Забастовщики на том же «Форде» не учитывают: под угрозой оказывается само существование их производства в России. Транснациональные компании всегда могут поискать альтернативу в других странах. Профсоюзам необходим конструктивный диалог с работодателями. Закон о профсоюзах у нас хороший. А вот работодатели только начали понимать, что им тоже надо объединяться и создавать свои предпринимательские профсоюзы. В 80 регионах объединения работодателей возглавляют члены РСПП. У нас очень сильные организации на Ямале и в других регионах.

Через них мы стараемся держать руку на пульсе.

Чем манит Лондон

— КАК вы относитесь к тому, что английскую столицу уже называют Лондонградом из-за того, что там стремятся осесть чуть ли не все отечественные миллиардеры?

— Насколько мне известно, сейчас в Лондоне живёт примерно 300 тыс. россиян. Большинство вовсе не олигархи, а собственники компаний, поднявшихся в последние годы, члены их семей. Наверное, многие стремятся осесть в Англии потому, что основные капиталы частично находятся «на той стороне». Лондонская биржа, как известно, одна из крупнейших в мире. Кто-то стремится дать своим детям английское образование. Так что не только рубль должен быть конвертируемым, но и российское образование -тогда не будет соблазна обеспечить детям «лучшее будущее» за кордоном.

— В РСПП есть комиссия по этике. Ваш «бизнес-партком» интересовался когда-нибудь скандальным поведением российских миллиардеров где-нибудь в Куршевеле или на других зарубежных курортах?

— А что, разве там только бизнесмены «зажигают»? На мой взгляд, куда важнее поведение чиновников, многие из которых имеют недвижимость в том же Лондоне или на Лазурном Берегу Франции… Комиссия РСПП по этике занимается в основном этической стороной бизнес-конфликтов. Хотя количество обращений в неё не так уж велико. Большинство наших магнатов уже осознало — негативный имидж владельца компании снижает капитализацию бизнеса.

Смотрите также: