Колёса-2020. Переживёт ли наш автопром следующее десятилетие?

   
   

Выпускались распоряжения о выделении отрасли миллиардов рублей, а через некоторое время выяснялось, что деньги закончились, лучше не стало и требуются новые вливания.

Отныне спасать будут по строгому плану. На днях Правительство РФ одобрило стратегию развития автопрома до 2020 г.

Что сейчас?

В самом тяжёлом положении сегодня АвтоВАЗ. В феврале 2010 г. по сравнению с февралём кризисного 2009 г. его продажи упали на 30% (по сравнению с 2008 г. — в два с лишним раза). Планы по переселению жителей моноТольятти в другие города нереалистичны. Тихвин Ленинградской области, куда мечтали отправить автовазовцев, не нуждается в таком количестве дополнительных рабочих рук. Да и если бы нашлась работа, переехать практически невозможно: квартиру в Тольятти не продать, а значит, не купить (даже в кредит) жильё на новом месте.

— Пока на предприятии не предвидится больших увольнений, — рассказал «АиФ» Сергей Удалов, замдиректора «Автостата». — Часть персонала выйдет на пенсию: на заводе 9 тысяч людей пенсионного и около 5 тысяч предпенсионного возраста. Другая часть отправляется в дочерние компании автогиганта (там создано более 12 тыс. рабочих мест), которые частично финансирует госбюджет. Там они заняты на вспомогательных работах (ремонт, монтаж и демонтаж оборудования). Но понятно, что такая занятость временная.

На ГАЗе и КАМАЗе ситуация получше. Первый автогигант успешно сократил издержки (правда, ценой увольнения более половины сотрудников). КАМАЗ держится за счёт активной работы на внешних рынках и партнёрства с немецкой Daimler. Но, по официальным данным, самая низкая средняя зарплата по отрасли на КАМАЗе. На АвтоВАЗе — 16,5 тыс. руб., на ГАЗе — 19,5 тыс. руб.

Что дальше?

До 2020 г. в российский автопром планируется влить до 1,2 трлн руб. В стратегии развития прописано, что около 600 млрд руб. привлекут (скорее всего, под госгарантии) сами компании, остальное должны найти иностранные партнёры.

Государство намерено предоставить деньги, к примеру, на научно-исследовательские, конструкторские работы, субсидирование ставок по кредитам — в общей сложности почти на 200 млрд руб. Основную часть из них предлагается инвестировать до 2013 г. Особое внимание в документе уделяется производству автокомпонентов: появятся новые технопарки, а значит, и новые места для работников автозаводов, которые окажутся «лишними». А они обязательно ими окажутся: высвобождение неизбежно, потому что новым технологиям требуется в 3 раза меньше рабочих рук.

На чём поедем?

АвтоВАЗ должен создать новое поколение автомобилей на базе «Калины» (планируют выпускать 330 тыс. машин в год) и «Рено Логан» (330 тыс.), полноприводных внедорожников (66 тыс.).

ГАЗ до сих пор не оставляет надежды развить вялотекущее производство «Волги Сайбер» до 150 тыс. авто в год (сейчас, по оценкам самих производителей, каждая машина выпускается с убытком в несколько тыс. долл.). «Соллерс», выпускающий «УАЗики», «Санг Ёнг», «Фиаты» и грузовички «Исудзу», планирует создать производство мощностью до 500 тыс. авто в год (это 2700 новых рабочих мест плюс около 1 тыс. в смежных производствах).

P. S. По оценкам экспертов, повышенные таможенные пошлины на ввозимые авто сохранятся, скорее всего, до 2015-2016 гг. А вот потом, по заверениям авторов стратегии, наш автопром станет настолько конкурентоспособным, что эта мера окажется бессмысленной. И к 2020 г. 8 из 10 продаваемых на отечественном рынке авто будут собираться в России.

Давайте пока не будем кричать «ура» — чтоб не сглазить...

Материал подготовили: Виктория Гудкова, Екатерина Донских, Ярослава Забелло, Андрей Трушников, «АиФ-Челябинск»

   
   

Смотрите также: