О том, что Россию ждёт вторая волна приватизации, глава правительства Владимир Путин заговорил ещё осенью. Тогда тема вызвала много споров о том, будет ли частное управление эффективнее государственного и не повторит ли ситуация приватизацию
От массовой распродажи-2010 правительство планирует получить довольно скромные 18 миллиардов рублей, а итоговая выручка должна составить 77 млрд за более чем 700 предприятий. Предназначение этой суммы — покрытие бюджетного дефицита, который, по словам Алексея Кудрина, составит в следующем году от 7 до 7,5% ВВП; однако, чтобы залатать такую дыру в государственной казне, вырученных денег явно не хватит, считают эксперты.
Более того, государство, похоже, продешевило, назначая цены за свои богатства, и приватизация на самом деле похожа на сброс неэффективных активов, приносящих убытки и лишнюю головную боль.
— Озвученные намерения получить 77 млрд рублей за почти 700 предприятий — это именно по дешевке. Следовательно, фискальная цель приватизации не достигается, — заявил директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев конференции информационной группы Finam.ru. — Но, может быть, можно надеяться на достижение другой, главной цели — приход эффективного собственника?
Впрочем, и здесь эксперт не советует питать особых иллюзий. По мнению Николаева, «выставляемые на продажу государственные активы будут интересны, прежде всего, спекулянтам», то есть ни о каком реальном управлении не будет и речи.
А между тем, в частные руки хотят отдать десятки АО самых разных сфер и отраслей, начиная от строительства и заканчивая медицинским обслуживанием. Больше всего предприятий (88) продадут в агропромышленном комплексе, на втором месте строительство (38 предприятий) и полиграфическая промышленность (32). Замыкает «четвёрку лидеров» государственное дорожное хозяйство, которое станет на 26 предприятий беднее.
В основном, все намеченные на продажу компании и организации — довольно мелкого, местного или областного масштаба, но есть в списке и несколько федеральных структур. Это, например, ТГК-5, «Росгосстрах», «Московский метрострой», «Истикимцемент» и Тыретский солерудник, продавать которые будут примерно по 500 млн рублей за пакет акций.
Более того, почти три десятка стратегически важных предприятий уйдут в руки иностранным инвесторам, но их список пока не утверждён президентом. Предполагается, что в перечень войдёт 28 названий, причём каждый участник списка автоматически лишится статуса «стратегически важного». Пока среди кандидатов значатся Мурманский, Ванинский, Новороссийский и Туапсинский морские порты, аэропорты Толмачево, Кольцово и Анапа, несколько морских и речных пароходств. Эти «лоты» должны принести в казну ещё около 55 млрд рублей.
Впрочем, и эти планы не впечатлили аналитиков. Некоторые эксперты вообще придерживаются мнения, что под приватизацией кроются, скорее, политические, нежели экономические цели.
— Именно в кризис государство нуждается в следующем: в демонстрации Западу приверженности рыночным ценностям (точнее, интересам глобальных корпораций) и в поддержке российского бизнеса, который тоже хочет подзаработать, — считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Именно эти задачи и выполняет такая «дешёвая» приватизация, а никак не покрытие бюджетного дефицита.
Но главное опасение состоит в том, некоторые покупатели получат госпредприятия по намеренно заниженным ценам. Как считает Делягин, чиновники и близкие к ним люди получат явный паритет при продаже госимущества, и тем самым государство лишний раз укрепит их лояльность.
— Таким образом, вероятным результатом приватизации в текущих условиях станет распродажа активов приватизированных производств и рост социальной напряженности, — заключил главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Есть, впрочем, и другая точка зрения.
— Продавать госпредприятия в частные руки надо, в т. ч. в период кризиса. Тогда они не будут продолжать поедать государственный бюджет, — заявил директор «Проекта национального развития» Андрей Черепанов. — Однако продавать предприятия надо на открытых аукционах по максимальной цене. Такая цена нужна как для осознания справедливости новой приватизации, так и для гарантированной продажи предприятий эффективным собственникам. Низкая производительность прежде приватизированных предприятий во многом обоснована «халявными» расценками — когда особо большие деньги не потрачены, не очень хочется их «отбивать».
Смотрите также:
- Очередь на распил. Кому нужна поспешная приватизация энергетических компаний? →
- Никита Кричевский: Стоит ли продавать госсобственность? →
- Неоолигархи.Чем грозит третья волна приватизации? →