Переговоры, а точнее, непрерывные споры между антимонопольщиками и крупнейшими игроками нефтяного рынка России длятся уже второй год. Первые уверены в том, что нефтяники сговорились и намерено задирают цены на сырьё внутри страны, вторые убеждены в своей невиновности и жалуются на непомерные налоги, дороговизну транспортировки и колебание цен на нефть на мировом рынке.
Наказание рублём не помогло убедить нефтяных магнатов в обратном: после многомиллионных штрафов, которые уже пришлось заплатить почти всем акулам сырьевого рынка (а
В ноябре, правда, стоимость автомобильного топлива остановилась, а на некоторые виды даже слегка упала. В среднем, бензин подешевел на 0,1% за месяц, но при этом цены производителей упали гораздо заметнее: средний показатель снизился на 4,1%, стоимость
А что же нефтяники? Их «несахарная» по их же словам жизнь не то чтобы стала намного сложнее.
Не поможет делу и новая чудо-формула, уверены эксперты. Дело в том, что теперь цена поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) должна рассчитываться исходя из цен на внешних рынках минус таможенная пошлина и стоимость доставки. Как поведал заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, такой расклад устроил и ФАС, и всех участников «нефтяных» переговоров, передаёт NewsRu.com, — а среди них были президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, глава «Лукойла» Вагит Алекперов, президент «Газпром нефти» Александр Дюков и исполнительный вице-президент
Как ожидает ФАС, новый принцип расчета,
В общем, по сути, для самих нефтяных компаний формула не меняет почти ничего. Они и сейчас продают сырьё на НПЗ практически с таким же расчётом, отмечают эксперты, и это вполне разумная схема ценообразования. А вот проблемы, которые могли бы послужить поводом для недовольства ФАС, начинаются на этапе продажи топлива сбытовым компаниям, зачастую аффилированным с теми же нефтяными гигантами.
А значит, не изменится ситуация и в рознице. Более того: если цены на внешнем рынке будут расти, автомобилисты рискуют получить двойное удорожание. Считайте сами: до настоящего момента стоимость топлива внутри страны росла быстрее, чем на мировых торгах (соотношение внутренней цены на нефть с ценой экспортной за год подросло на 0,5%), а соотношение между стоимостью сырья и стоимостью конечного продукта — бензина — подскочило с 2,5 раз в июле до 2,6 в октябре. И если нефтяники объяснят такой рост удорожанием той же транспортировки, например, упрекнуть их уже будет не в чем: всё посчитано согласно формуле ФАС.
Впрочем, окончательного решения относительно расчёта цен ФАС ещё не приняла и собирается утрясти этот вопрос только к концу года. Как заявил глава службы Игорь Артемьев, до этого момента формула может существенно модернизироваться и обрасти аналогичными трафаретами для рассчётов цен на разные виды топлива отдельно.
Для справки
Кого и на сколько штрафовала ФАС:
• «Газпром нефть» — на 1,3 млрд в
• «Роснефть» — на 1,5 млрд в
• «Лукойл» — на 1,4 млрд в
Все штрафы за
Смотрите также:
- Бензин снова начал дорожать. ФАС уже не поможет? →
- В мае бензин подорожает ещё на 3,5% — эксперт →
- Сколько нефти в бензине? →