Чёрный лебедь. Не ждали? Снимите розовые очки и не верьте прогнозам

   
   

Он и математик, и биржевой трейдер, и философ. Его книги «Одураченные случайностью» и «Чёрный лебедь» стали хитами в США, потому что убедительно доказали читателям, что невозможно делать точные прогнозы, но ещё более глупое занятие - прятать голову в песок и слепо полагаться на факты.

Толкование маловероятных и невероятных событий «по Талебу» опрокидывает большинство исследований историков, социологов и философов. Те выдают логичные умозаключения по поводу неотвратимости двух мировых войн, механизмов внезапных социальных экспериментов в самых разных странах - от Камбоджи до бывшей Югославии. Но всё объясняется задним числом, а современников, как правило, изгибы истории заставали врасплох. Быть может, из-за недостатка информации? Но даже люди, обладающие максимумом фактов, оказываются слепыми котятами перед «чёрным лебедем» (неожиданными событиями, которые никто не предсказывал).

 

Нет, но... есть

С подобной ситуацией Нассим Талеб столкнулся подростком - свою родину, Ливан, он ещё успел увидеть процветающей страной. В стране, где столетиями мирно уживались общины разных вероисповеданий и национальностей, началась гражданская война. Ни дед-чиновник, ни другие родственники «из верхов» не представляли масштабов начавшегося. Считали, что это - на несколько недель... А потом страна оказалась разрушена до основания. Талеб перебрался в США и начал работать на бирже, где залог богатства - это правильно сделанные ставки, а неожиданные провалы курсов - его злейший враг. Звёздный час молодого трейдера наступил в октябре 1987 г., когда на американских биржах случился грандиозный обвал. Страна застыла в оцепенении. Ошеломлён был и Талеб - своим... выигрышем. Как оказалось позже, успех был не случайным: до своего ухода с рынка он сделал ещё немало выигрышных ставок.

В своих книгах Талеб пытается осмыслить значимость появления «чёрных лебедей». Такие события время от времени неизбежно происходят, их последствия огромны, человеческая природа требует объяснить их причинно-следственные связи. Но история развивается не от одного повтора к другому, а резкими рывками.

   
   

 

Невероятно...

Кстати, далеко не всякое появление «чёрного лебедя» предвещает что-то нехорошее. Неожиданный успех безвестного дотоле автора или вообще счастливый случай - это тоже «чёрный лебедь». Кто мог представить, что Джоан Роулинг станет так популярна? «Чёрный лебедь» символизирует не только приход непредсказанного, но и неявку ожидаемого: проигрыш фаворита на спортивных соревнованиях, поражение на выборах кандидата - абсолютного лидера. Талеб советует любому человеку настроиться на то, что невероятное может произойти, и как-то к этому готовиться. Можно спорить, насколько полезна такая рекомендация. Но жить, полагаясь только на обобщённый опыт прошлого, - неверный путь.


 

Вы в курсе?

Из книги Н. Талеба

«Старый сосед кажется моделью превосходного гражданина, пока вы не видите его фото в национальной газете как помешанного убийцы. Не было никакого способа предсказать, что подобное патологическое поведение может исходить от такого хорошего человека. Я связываю редкие события с любым недопониманием рисков».

Талеб описывает образец неправильных умозаключений на примере супругов: Марка - преуспевающего адвоката и его жены Джанет. Они живут в очень дорогом районе, но зарабатывают по сравнению с соседями (топ-менеджерами корпораций и биржевыми трейдерами) совсем немного.

«Джанет испытывает кризис от напряжения и унижения, которые возникают от пренебрежительного обхождения какой-либо женщины с большими алмазами в лифте кооператива (дома), где они живут в самом маленьком типе квартир. Почему её муж не столь успешен? Джанет чувствует, что её муж - сравнительный неудачник, но она неправильно вычисляет вероятности в целом. Марк живёт лучше, чем 99,5% его соотечественников. Но по сравнению с соседями по кооперативу он - внизу! Джанет вышла замуж за чрезвычайно успешного человека, но всё, что она может видеть, - сравнительная неудача, поскольку она эмоционально не может сравнивать его с выборкой, которая воздала бы ему должное».

Владимир Мусатов, доктор экономических наук

Смотрите также: