— Руководству «АвтоВАЗа» и Администрации Самарской области необходимо принимать более активные меры по снижению напряженности ситуации, — заявила директор Департамента занятости и трудовой миграции Минздравсоцразвития России Татьяна Блинова, комментируя ситуацию с объявленными «АвтоВАЗом» планами по высвобождению части трудового персонала. — Буквально сегодня в органы службы занятости и в Минздравсоцразвития России официально поступила информация о предстоящих планах руководства «АвтоВАЗа» о намерении сократить около 5 000 работников завода в декабре текущего года.
В основном это руководящий состав и люди пенсионного и предпенсионного возраста.
По словам представителя министерства, эти цифры, скорее всего, входят в те планы, которые поступали по каналам Министерства ранее от руководства завода в неофициальном порядке. Речь идет о гипотетически возможном сокращении к концу этого года 36 тысяч человек, из которых половина — люди пенсионного и предпенсионного возраста.
— Это пока лишь гипотетическая цифра. Официально мы уведомлены только о пяти тысячах сотрудников, — добавила она.
Отвечая на вопрос о том, что делается, чтобы не допустить социальную напряженность в регионе и снизить последствия возможных массовых сокращений, Татьяна Блинова отметила, что Минздравсоцразвития России уже полностью провело соответствующую работу: утверждена региональная программа по снижению напряженности на рынке труда Самарской области, предусматривающая организацию временных рабочих мест, переобучение и повышение квалификации, организацию самозанятости. Все необходимые финансы уже поступили в регион. Программой предусматривается создание порядка 30 тысячи вакантных рабочих мест (временные и общественные работы) в регионе, из них 20 тысяч сугубо для «АвтоВАЗа». Это, учитывая существующие в регионе вакантные места (порядка 14 000), позволит, по оценке министерства, охватить всех высвобождаемых работников.
Другими словами, сказала Блинова, на федеральном уровне сделано все возможное. Теперь многое зависит от руководства завода и областной администрации, которые должны более активно решать поставленные задачи. Тем более, что задачи эти полностью финансово обеспечены — как на уровне всего региона, так и на уровне «АвтоВАЗа».
— В данный момент должного уровня активности и ответственности мы, к сожалению, не отмечаем, — добавила директор Департамента.
Вообще, в условиях экономического кризиса государство возлагает большие надежды на региональные программы по снижению напряженности на рынке труда.
— И в тех регионах, где к реализации программ подошли активно и ответственно, мы наблюдаем снижение показателей безработицы и снижения социальной напряженности, — отметила представитель министерства. В качестве примера были приведены совместные действия руководства другого автогиганта — «Камаза» — и властей Татарстана. Порядка 17 000 работников «Камаза» уже участвуют в общественных и временных работах, что позволяет сохранять им до 85% прежнего заработка.