Все силы — на развитие. Каковы перспективы отечественного авиапрома?

«Сухой Суперджет-100» © / Vivan755 / Commons.wikimedia.org

Второе рождение

Наукоград Жуковский создавался в 1947 году как центр отечественной авиации и долгое время таковым и оставался. Но времена разрухи, разорившие отечественное авиастроение и доведшие до жалкого существования науку, не лучшим образом сказались и на городе. Тем не менее научный и промышленный потенциал здесь не был окончательно утрачен. А потому возрождение отрасли началось отсюда.

   
   

Именно здесь, в Жуковском, сосредоточила свои основные силы Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК), с созданием которой открылась дверь в будущее нашей авиации. Именно здесь президент страны в 2008 году объявил о том, что подписал указ о создании Национального центра авиастроения (НЦА). Его строительст­во идёт сейчас на предельной скорости, и жители называют происходящее вторым рождением города.

Этот масштабный государст­венный проект должен решить целый комплекс важнейших для страны задач: развить российскую науку и систему образования в области авиации, поднять на современный уровень авиапромышленность - чтобы она смогла выпускать современные лайнеры, которые будут конкурентоспособны не только на отечественном, но и на международном рынке.

Центр объединит практиче­ски все известные конструкторские бюро, так или иначе работающие на самолётостроение. Модернизация ждёт и имеющие отношение к авиации производственные мощности Жуковского. В числе учредителей, помимо ОАК, Госкорпорация «Ростех», Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского и правительст­во Подмосковья. Планы строительства плотно расписаны до 2025 года, когда центр должен уже заработать в полной мере.

Город авиаторов

Одновременно с производственными зданиями инвесторы построят служебное жильё, школы и детские сады, поликлиники, разобьют парки. Появится даже полицейское отделение. Словом, будет всё, что требуется для комфортной жизни учёных, лётчиков, конст­рукторов и их семей. 

В принципе строится целый кластер по подобию Звёздного городка. Только объединять он будет не космическую интеллигенцию, а лучшие кадры, способные поднять на новый уровень российский авиапром. Это не только конструкторы, лётчики и инженеры, но и преподаватели вузов, учёные, техники, экономисты, а также специалисты смежных с авиацией отраслей - информационных технологий, навигации, производства полимеров, металлов, электроники...     

На правом берегу, в 20 км от МКАД, растёт целый город - город авиаторов. В нём будут работать, учиться, жить предположительно около 60 тысяч сотрудников НЦА. Для них пост­роят порядка 1 млн кв. м жилья. Жуковский вырастет, таким образом, практически на треть.

   
   

Уже осенью стартует проект строительства комплекса на более чем 600 тыс. кв. м жилья экономкласса с объектами необходимой социальной инфраструктуры. Завершить его первую очередь инвестор-застройщик собирается к концу 2016 года. Очевидно, что интерес к проекту со стороны инвесторов растёт, а стало быть, можно рассчитывать на сохранение и даже ускорение динамики «освоения территорий». 

Первые ласточки

Об отечественной авиации теперь нельзя говорить только в прошедшем и будущем времени. Она развивается уже в настоящем - темпы роста объёмов производства Объединённой авиастроительной корпорации составляют 20% в год. И одно из её главных детищ - это, конечно, пассажирский самолёт «Сухой Суперджет-100», который эксплуатируется девятью авиакомпаниями в мире и о котором недавно подробно рассказал «АиФ» (№ 29 от 16.07.2014 г.).  Сейчас 35 новых российских лайнеров связывают между собой 100 городов 50 стран мира.

Но всё же не одним «Супер­джетом» жив авиапром. В ближайшее время в НЦА построят ангар по доводке нового гражданского лайнера МС-21. Хотя «ангар» - это не слишком точно. Чтобы понять масштаб производства, нужно сказать, что в этом помещении будут «доводить» четыре самолёта (!) одновременно. 

Собираются в Жуковском модернизировать и легендарные отечественные машины Ил-76. За год - по 5-7. Конструкторы уверяют, что омоложение будет разительное: самолёты, прошедшие модернизацию, можно эксплуатировать ещё по 30-40 лет.

Модернизировать и совершенствовать будут не только крылатые машины, но и их оборудование: навигационное, приборы радиосвязи, средства обороны, даже бытовую технику, которая, кстати, тоже немаловажная часть любого пассажирского самолёта.

Смотрите также: