Пока министерства спорят друг с другом, россияне останутся ни с чем?

   
   

Некоторые комментаторы внушают, что проявилось противостояние в экономической политике между президентом Д. Медведевым и премьером В. Путиным. Факты этого не подтверждают.

Откуда «ветер»...

Действительно, до недавних пор Д. Медведев допускал критику лишь отдельных ведомств. Но в начале мая он сделал более общее заявление: вливание госденег в фондовый рынок оказалось не только затратным, но и бессмысленным. Вскоре президент подверг критике условия, по которым банкам предоставляли госгарантии по кредитам, предназначенным для задыхающихся без них предприятий. Предполагалось, что государство будет покрывать долги предприятия-заёмщика только в случае банкротства последнего (тогда как программа могла заработать лишь в случае, если государство пообещало бы отдать долг сразу, как только заёмщик перестал по нему платить). Ещё через несколько дней Д. Медведев объявил о намерении создать спецкомиссию по модернизации и технологическому развитию экономики. (При этом штаб по борьбе с кризисом уже создан В. Путиным под руководством 1-го вице-премьера И. Шувалова. А ещё одну комиссию — для технологического прорыва — курирует вице-премьер С. Иванов.) Добавило масла в огонь интервью, которое вице-президент РСПП И. Юргенс дал западной прессе, — некоторые его расценили как критику консервативной части правительства, выступающей за возврат в госсобственность того, что когда-то было приватизировано.

…и куда?

Да, споры внутри правящей элиты существуют на самом деле (но это не трагедия: в них, как известно, рождается истина). Грубо говоря, одну сторону представляют нынешний советник президента А. Дворкович и его союзница по ряду вопросов министр экономики Э. Набиуллина, другую — министр финансов А. Кудрин со своей командой. Год они спорят: стоит ли снижать налог на добавленную стоимость? Полгода спорили: уменьшать или нет ставку рефинансирования (по которой Центробанк даёт кредиты другим банкам)? Так что идея президента создать новую антикризисную комиссию вполне вписывается в рамки подобных дискуссий.

На что реально стоит обратить внимание? На то, что денег стало мало и надо экономить. Вот вспомнили про программу создания к 2010 г. технопарков в сфере высоких технологий в 9 регионах. Оттуда, как водится, шли бодрые рапорты об освоении 3,5 млрд. госрублей (плюс столько же — региональных средств). Но вот Минкомсвязь направляет на места комиссию, которая «вдруг» узнаёт то, что и раньше не скрывалось: построенные парки задёшево сдают в аренду компаниям, не имеющим никакого отношения к высоким технологиям. Эта «новость» помогла не только найти резерв для экономии (программу продлили до 2014 г.), но и назначить виноватых — регионы. Что одинаково понравилось и «группе Дворковича — Набиуллиной», и «группе Кудрина».

Если бы все наши проблемы были в регионах… В той же любимой президентом инновационности Россия отстаёт от большинства стран отнюдь не по губернаторскому умыслу. В рейтинге по развитию информационных технологий и инноваций ITIF у нас 5-е место от конца списка и 6-е (тоже от конца) по объёму вложений. Последний пункт во многом отвечает на вопрос, отчего наш бизнес, с трудом добившись налоговых льгот на инвестиции в научные разработки, вдруг передумал на них тратиться. Климат для инвестиций плохой. И он не улучшится, пока продолжается бессмысленное противостояние группировок и энергия расходуется на то, чтобы организовать «свою» антикризисную комиссию взамен «не своей», пока бизнес не будет знать, каких налогов ждать завтра (Набиуллина обещает одно, глава налоговой службы Мокрецов требует другого и т. д.). Так что представляется разумным недавнее предложение Кудрина о, так сказать, «нулевом варианте» — заморозка на время кризиса любых налоговых реформ. А высвободившиеся от ненужных споров силы можно направить на поиск решений по борьбе с безработицей, инфляцией и т. д. — в чём пока не преуспели.

Смотрите также: