…Бизнесмен из Шанхая Ли Пинсю признаётся — экономический кризис едва не убил его в буквальном смысле. Ещё недавно дела шли так плохо, что он готов был повеситься. Написал прощальную записку, оформил завещание.
— А что мне оставалось делать? — вздыхает он. — Моя фирма продавала телевизоры в Россию и Болгарию. С октября — ни одного заказа. Отдавать кредит нечем, долги растут с каждым днём. Банк требует деньги назад, грозится отобрать квартиру — поневоле пришла мысль о самоубийстве.
«Автомобиль стал стоить $4000»
Вокруг него, как мыльные пузыри, лопались компании — производители одежды, электроники, обуви. Экономика Китая завязана сугубо на экспорт: если китайские товары не нужны за границей — всё, это катастрофа. С осени Запад покупал в Китае меньше и меньше: многие вещи стали не нужны. В ноябре казалось: «китайское чудо», выросшее, словно на дрожжах, ухнет в тартарары. Но вскоре ситуация изменилась: китайцы опять нашли выход.
- Рецепт спасения валялся у ног, — смеётся Ли Пинсю, который уже не выглядит неудавшимся самоубийцей. — В Китае живут 750 миллионов крестьян, которые ничего не покупают: у них слишком маленькие зарплаты. Надо принести в деревню дешёвые машины, телевизоры, сотовые телефоны. Стимулировав взрыв потребления, мы спасём наш рынок! Так оно и вышло.
…Это уж точно. В то время как во всём мире экономика под зубами кризиса трещит по швам, в Китае она… растёт. В 2009 году ожидается рост в 9%, а в крупных городах (как Шанхай) — вообще на 12: немыслимые цифры, когда в Европе и России останавливаются заводы. Повысились покупки автомобилей на 7% (в России и США продажи рухнули на 50), расцвело строительство жилья — аж на ТРЕТЬ (у нас оно вообще лежит на боку), доллар с началом кризиса не взлетел, а… круто обвалился. Глазам не верится — будто Китай расположен не рядом с нами, а на другой планете. Рестораны самой дорогой улицы Шанхая — Нанцзин Лю — переполнены публикой, а куча шопинг-центров забиты покупателями.
— Это в России в кризис почему-то всё дорожает, — качает головой Цзун Чжэнь, консультант шанхайской биржи. — У нас политика другая — ясно, что дорого человек не купит, если у него упали доходы. В Китае торговый лозунг — «Кризис — это дёшево!». Объявлено о скидке в 10% на автомобили и 13% на мотоциклы, если купить до конца года, без права перепродажи в течение двух лет — НДС снижен в два раза. В результате дешёвое авто стало стоить $4000, и люди ринулись покупать.
Аналогичная штука произошла с ипотекой. По Шанхаю невозможно пройти сто метров, чтобы не наткнуться на свежую стройку: новые дома воздвигаются повсюду. Полгода назад кризис едва не угробил недвижимость в Китае: строительство заморозили, фирмы начали разоряться. Чиновники собрали ведущих банкиров и намекнули — хорошо бы снизить процент по кредитам. Те, как и следовало ожидать, отказались: пусть компартия и управляет Китаем жёсткой рукой, но бизнес свободен в своих решениях. Тогда Национальный банк страны сделал ипотеку… по 7% — народ сразу выстроился в очереди за доступным кредитом. Частным банкам ничего не оставалось, как поступить таким же образом. Строители обрели второе дыхание: народ активно скупает упавшие в цене квартиры, а Нацбанк КНР уже раздал в десять раз (!) больше ипотечных кредитов, чем в прошлом году.
«Цены растут только в России»
…По плану правительства Китая в борьбу с кризисом будет вложено 220 миллиардов (!) долларов. Программа включает сооружение железных дорог, новых фабрик, кинотеатров и супермаркетов. Это даёт работу крестьянам окрестных сёл, и у них появляются свободные деньги. Тот же Ли Пинсю продаёт телевизоры в сельские районы — со скидкой их разбирают, как горячие пирожки. Людей стимулирует на покупки важная вещь — цены в Китае очень сильно упали. ВЕЗДЕ. Отели снизили плату за номер в два раза: владельцы гостиниц привлекают китайских туристов. Иностранные компании соревнуются, кто сделает производство дешевле: компания «Рено» запустила в Китае автомобиль с объёмом двигателя 1,4 литра всего за $7500. Похоже, что одна-единственная страна в мире, где всё устойчиво дорожает в кризис, — это Россия. У нас уже накрылся десяток строительных компаний, крупнейшие автомобильные концерны дышат на ладан — но цен снижать никто не собирается. Логику в этом случае проследить трудно.
— Быстрому выходу Китая из кризиса помогло и то, что есть хорошая определённость с долларом, — считает экономист Центра финансовых исследований Мин Фао. — Во всём мире он вырос, а в Китае упал. Да, государство потратило на это много денег, но зато получило отличный результат. Когда валютные рынки за рубежом охватила паника, а в России обменные пункты меняли цифры по три раза в день, у нас царило полное спокойствие. Люди быстро уяснили: не надо бежать скупать валюту.
…Со стороны Китай сложно понять. Экономисты этого государства размышляют в одном ключе — хорош какой-то факт для их страны или плох. Если хорош — все дружно плюют на правила. Когда доллар слабел, то Нацбанк годами сдерживал его падение: выгодно для экспорта. Сейчас же доллар прессуют, не давая ему прыгнуть. Мир по-прежнему одевается в китайскую одежду, поскольку альтернативы её дешевизне нет. Поначалу кризис тоже врезал по Поднебесной, однако Китай вывернулся и теперь умело использует мировые проблемы… себе на пользу. Всего за 6 месяцев китайцы переставили экономику на рельсы внутреннего потребления. Они создают стратегические запасы нефти (пока дёшево), прокладывают газопроводы, скупают лопнувшие банки Европы — согласно прогнозам, через 10 лет Китаю будет принадлежать пятая часть (!) банковской системы в мире.
— Ошибка в том, что вы воспринимаете кризис как вселенскую катастрофу, — объясняет Мин Фао. — А мы рассматриваем как повод заработать деньги.
…В нищих трущобах Шанхая и Гуанчжоу, где миллионы людей живут в ужасающих условиях, все первые этажи домов заняты под крохотные магазинчики. Выйдя из подъезда, ты можешь купить что угодно — от яблок до рояля. Торговля процветает: лишившись зарубежных рынков, китайцы продают свои товары друг другу. В то время как экономические показатели ведущих стран слабеют, китайские продолжают укрепляться. На волне этого успеха появились робкие прогнозы политологов и финансистов — мол, после кризиса именно Китай, а не США, станет крупнейшей экономикой мира, превратившись в новую сверхдержаву. Но это уже совсем другая история…
«Китай превратит доллар в туалетную бумагу уже в этом году». Читайте специальный репортаж из Пекина в следующем номере «АиФ».
Смотрите также:
- «Конец света» начнётся в Китае? Россия может стать первой жертвой «драконьего кризиса» →
- Кризис Поднебесной. Почему оказалось, что Китаю вредно быть богатым? →
- Шутки кончились. Китайцы не захватят мир — они его купят →