Сетевая жадность: потребителей надо защищать не от цен, а от торговой надбавки

   
   

Торговые сети кивают на производителей-поставщиков, а те - на торговые сети, их накрутки, бонусы-откаты - до 20-30% от цены производителя, вынужденные «подарки» на открытие магазина, день рождения бренда, компании, не считая уже расходов на рекламу…

Не наживаться на бабушках

Но во время кризиса не до взаимных обвинений. Правительство беспокоит, смогут ли вообще россияне позволить себе питаться нормально? Вот почему 14 марта министр сельского хозяйства Елена Скрынник встречалась с представителями Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Союза независимых сетей и комиссии РСПП по агропромышленному комплексу. Теперь между государством и ретейлерами будет подписано соглашение о разработке кодекса взаимодействия торговых сетей и поставщиков продуктов питания. В документ попадут два перечня продуктов, и сети должны отказаться от бонусных выплат с продаж продуктов из обоих списков. В первом окажутся 20 наименований социально значимых продуктов, во втором - 200 наименований продуктов перерабатывающей промышленности. Отсрочка платежей по первой категории должна составлять не более 14 дней, а по второй - не более 30 дней.

Но покупателю не жаль поставщиков. Ему непонятно, почему аж самому министру приходится уговаривать супермаркеты «не наживаться на пенсионерах».

Проблемы вызвал уже сам «Список-20» (что-то будет со «Списком-200»?): ретейлеры вовсю торгуются с государством за те товары, которые будут признаны социально значимыми. Надо поддержать отечественного производителя? Но магазины уверены: самое дешёвое мясо, курятина и детское питание - импортные. Не готовы они удержаться от накруток на хороший хлеб и молоко - оказалось, что куда проще удержать цену на порошковый «молочный напиток». Также ретейлеры хотят вычеркнуть из списка чай, кофе и даже соль!

Наступить на горло марже

Но вот сеть магазинов «Пятёрочка» (X5 Retail Group) 19 марта объявила: теперь все товары у них будут продаваться по минимальной цене рынка, существенно снижены будут цены на более чем 80% ассортимента (на остальные 20% - уже). Для этого планируется урезать ассортимент в магазинах примерно на тысячу единиц и больше. Главный исполнительный директор Х5 Retail Group Лев Хасис не без гордости заявляет: «Вместо того чтобы увели­чивать свою прибыль на сумму снижения издержек, мы будем инвестировать это в цены». Да-да, компания готова наступить на горло собственной песне и уменьшить маржу.

Вот и в Штатах продавцы давно зарабатывают не на ценах, а на обороте. Хорошая, одним словом, практика.

   
   

Но есть момент, который не даёт восхититься аттракционом неслыханной щедрости. Вот ещё одна новость от «Пятёрочки»: магазины сети в Екатеринбурге, Челябинске и Перми в ближайшее время снизят цены на 5-25% на 80% ассортимента.

Сколько же они до этого на нас зарабатывали, если и с 25%-ным понижением цен компания собирается на 25% поднять выручку? Нет, спасибо, конечно, от благодарных покупателей Москвы и Урала, но что делать всем тем, в чьих регионах нет заботливых продавцов? Ждать, что резкое понижение цен в одной торговой сети запустит механизм понижения цен на продукты во всей России? Не надо себя обманывать: ретейлеры не о нас с вами заботятся, а лишь ищут новые, эффективные схемы работы: «ниже цены - больше покупателей». И делается это за счёт поставщиков: собственной выручкой сеть не жертвует.

Как и все ретейлеры, X5 Retail Group «в долгу, как в шелку». Как пишет газета «Коммерсантъ», «сумма долга составляет почти 50% от текущей капитализации X5» и «руководство X5 не исключает трансформации финансового долга в акции компании в пользу кредиторов». В компании подтвердили: теоретически возможно, что занятое отдадут акциями. Кто же поверит, что в ситуации, когда чуть ли не полкомпании может перейти в руки других владельцев, её нынешнее начальство думает только о том, как бы порадовать бабушек низкими ценами?

Смотрите также: