Однако разногласия, возникшие между странами за прошлые годы (и особенно обострившиеся осенью 2008-го, во время грузинско-осетинского конфликта), так быстро не решишь. По крайней мере, так считают участники конференции «Встреча президентов России и США: есть контакт?», проведённой информационной группой Finam.ru.
Присутствовавший на встрече генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает возможное ускорение вступления России в ВТО (в условиях кризиса это будет вредным для нашей экономики) и договоренности о сокращении ядерных вооружений (может возникнуть ситуация военного диспаритета):
— Совместное давление на новые страны „ядерного клуба“ (Индию, Пакистан, Израиль, возможно, в ближайшем будущем Иран и Северную Корею), по моему мнению, будет неэффективным. Главная проблема для России и США — возможность новых конфликтов на Большом Ближнем Востоке (развал Пакистана, новое обострение вокруг Израиля и т.д.) — вообще не обсуждалась или обсуждалась безрезультатно.
Наиболее реалистичным сценарием развития отношений США и России руководитель Отделения международных отношений ИАИ РГГУ Олег Павленко считает налаживание прагматичных отношений во внешнеэкономической сфере, умеренное охлаждение по грузинскому вопросу, смену режима на Украине, жесткий обмен мнениями по иранской проблеме, а также «торможение» проектов восточноевропейского ПРО и российских «Искандеров». С ним согласен и руководитель Центра внешнеэкономических исследований Института США и Канады РАН Михаил Портной, ожидающий развития сотрудничества по линии торговли и инвестиций при одновременном продолжении привычных колкостей в СМИ:
— Серьезные люди — в первую очередь, российский бизнес — будут в это время заняты делом. Оптимистический сценарий — активное развитие этого сотрудничества.
Среди возможных негативных вариантов развития межгосударственных отношений г-н Павленко отмечает возможные резкие обострения латентных конфликтов на евразийском пространстве и дипломатическую изоляцию России.
— Ядерной войны со стороны США или со стороны России не ожидаю, — говорит независимый политолог Дмитрий Орешкин. — Все остальное — более или менее реалистично, и даже оптимистично.
В целом, стратегическая линия не изменится: риторика по отношению к России станет более доброжелательной, при этом будет несколько свернута внешнеполитическая активность из-за нехватки денег, полагает г-н Минченко:
— Однако демократы будут больше внимания, чем республиканцы, уделять ситуации с правами человека и демократическими процедурами. От Медведева будут добиваться «оттепели».
По оценкам участников проведенной «ФИНАМом» конференции, США продолжат оставаться лидерами мировой экономики, а доллар – одной из основных резервных валют.
— В ближайшем будущем доллар останется основной мировой резервной валютой. Однако процесс «decoupling» будет набирать силу, и это приведёт к потере США своего исключительного статуса в мировой экономике, как это в своё время произошло с Британской Империей, — считает руководитель отдела анализа мировых рынков ИК «ФИНАМ» Михаил Аристакесян.
По словам г-на Орешкина, рассуждения о новой валюте — чистой воды пропаганда:
— Хотя бы потому, что это в чисто техническом отношении — дело лет на десять. В частности, юань до сих пор не конвертируется — и кто знает, когда это случится.
Смотрите также:
- Союз на обочине. Почему Тихоокеанское партнерство закрыто для РФ и Китая →
- Дмитрий Медведев: «Надо использовать кризис, чтобы очиститься» →
- Президентский сигнал инвесторам →