Большая чистка. Страховку по вкладам повысят после ликвидации слабых банков

Правительство РФ решило перенести решение вопроса о повышении страхового возмещения по вкладам до 1 миллиона рублей (сейчас выплата составляет 700 тысяч рублей) на 2017–2018 гг.

   
   

Решение отложить увеличение страховки было принято на совещании премьер-министра Дмитрия Медведева и представителей крупнейших банков страны, которые поддерживают намерение Банка России «избавиться» от ненадёжных финансовых организаций.

Дело в том, что выплаты по вкладам обанкротившихся банков осуществляет Агентство по страхованию вкладов (АСВ), взносы в которое перечисляют все финорганизации. В случае дальнейшего банкротства кредитных учреждений резервы АСВ могут серьёзно сократиться, и чтобы не допустить этого, повышение размера страховки можно вводить только после того, как с рынка уйдут слабые участники.

По последним данным, сейчас в распоряжении АСВ находится 273 млрд рублей, из которых около 30 млрд рублей пойдёт на выплату вкладчикам «Мастер-банка», на прошлой неделе оставшегося без лицензии из-за недостоверной отчётности, утраты капитала и некачественных кредитов.

Перенос за переносом

О необходимости увеличить страховку по депозитам неоднократно говорили эксперты, и соответствующий законопроект уже был внесён в Госдуму. Ожидалось, что клиенты обанкротившихся банков смогут получать миллион рублей вместо 700 тысяч уже в скором времени, но в ноябре рассмотрение документа было перенесено на 2014 год. А после истории с «Мастер-банком» повышение страхования по вкладам и вовсе перенеслось как минимум на три года в виду того, что Банк России намерен «расчистить» банковский сектор.

Перенос увеличения страховой суммы по вкладам первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова связывает с тем, что АСВ физически не сможет осуществлять выплаты вкладчикам обанкротившихся банков, если ЦБ «выпустит на волю чёрный список банков, подлежащих ликвидации». «В России по факту все коммерческие банки слабые, никто не гарантирует, что за ними завтра не придут представители государственных ведомств и не лишат лицензии», — рассуждает эксперт, подчёркивая, что государство намеренно вводит такую градацию, чтобы стабилизировать обстановку на рынке. «Откуда берутся значительные средства у Агентства по страхованию вкладов? Опять же из денег и имущества банков. Ведь потом нужно выплатить страховую сумму вкладчикам. Но, кроме вкладчиков, есть и другие заинтересованные стороны, в связи с чем может складываться ситуация, где денежных средств одного банка не хватит, чтобы удовлетворить всех», — объясняет Касьянова.

Если же ЦБ обнародует список банков, которые вот-вот могут лишиться лицензии, что тогда сделают вкладчики? Конечно, они начнут в массовом порядке выводить свои накопления из такого кредитного учреждения. «А ведь Агентство по страхованию вкладов не падальщик, что ему останется клевать после ликвидации банка. Ведь многие банки не имеют собственности, их оборудование никому не нужно, его попросту не продать. Это замкнутый круг, которому нет конца», — поделилась Касьянова с АиФ.ru.

   
   

Глобальная чистка

Многие эксперты считают решение ЦБ РФ заняться проблемными финансовыми организациями верным шагом, направленным на благо вкладчиков. «Я не считаю, что началась какая-то кампания против банков, ЦБ долгое время накапливал знания и понимание, сейчас пришёл новый председатель, и стало ясно, что регулятор будет разбираться», — считает советник Института современного развития Никита Масленников. — Что касается вкладчиков, с этой точки зрения, Центробанк делает правильно, он всё-таки убирает из здоровой ткани банковского сектора раковые клетки. Те из банкиров, кто находит в себе силы вести деятельность «в белую», получили основания работать честно. Тот, кто не сможет этого сделать, он не банкир, он должен уйти с рынка», — объясняетМасленников.

В свою очередь директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев полагает, что банковская чистка произойдёт не только по воле государства, но и по объективным рыночным причинам. «Потому что маржа банковских операций сильно снижается, надо как-то выживать. Многие банки будут либо уходить с рынка, либо покупаться другими кредитными организациями», — заявил Разуваев корреспонденту АиФ.ru.

Другая сторона медали

Сокращение количества слабых банков, безусловно, выгодное дело — меньше головной боли для ЦБ и меньше рисков для Агентства по страхованию вкладов, но и у этой медали есть обратная сторона. Конечно, для системообразующих компаний федерального уровня вполне достаточно 200 банков, но не стоит забывать о региональном бизнесе, представители которого не всегда дотягиваются до стандартов, предъявляемых крупными банками, и потому пользуются услугами местных организаций.

«Кроме того, в регионах много вкладчиков, которые не получают добротных финансовых услуг, потому что их негде получать, федеральные крупные банки не до всех регионов дотягиваются. Местные банки по ресурсам слабы, чтобы гарантировать устойчивость депозитов вкладчиков. Если, условно, в ночь с понедельника на вторник схлопнуть сотню банков, это будет ещё хуже для мелкого бизнеса, так можно обескровить значительное количество региональных предпринимателей», — объясняет Масленников, добавляя, что чистка банковского сектора должна проводиться плавно.

Переводить ли деньги?

Пока российские власти не подняли потолок страховки по депозитам, эксперты рекомендуют вкладчикам оставаться в рамках возмещения 700 тысяч. Иными словами, не хранить в банках суммы, превышающие размер страховки. «Если у вас накоплений больше, тогда первый совет — диверсифицировать накопления, распределить деньги по разным банковским площадкам. Можно передавать деньги управляющим компаниям, но для этого должны быть большие накопления. При умелом управлении можно заработать вполне большие суммы, от 15 % и гораздо выше, есть чемпионы, которые зарабатывают 50 %», — рассказывает Масленников.

По мнению Разуваева, держать сбережения лучше всего в крупных, известных банках, у которых сильный акционер, способный всегда помочь организации. «Это Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, Альфа-Банк. А если вы размещаете в другой организации, понятно, что 700 тысяч дадут, но всё равно это очень рискованно», — считает он.

Аналогичной точки зрения придерживается Касьянова, отмечающая, что при переводе средств в госструктуры существует возможность получить хоть какие-либо гарантии.