16% малых предприятий собираются снизить зарплату сотрудников

   
   

Кризис обострил все те явления, к которым вроде бы уже привыкли, — неправомерные проверки налоговых, «дополнительные платежи» правоохранительным органам и т. п. Несовершенство структуры бизнеса в России стало практически очевидным. В таких условиях быстрее «оклематься» экономике должен помочь не крупный, а малый, более гибкий бизнес. «Малыши» же со своей стороны надеются на помощь государства, которая им так нужна. По февральским данным «Опоры России», негативно оценивают состояние своего бизнеса 26,5% опрошенных, «всё хорошо» говорят 22,5%, 6% отмечают, что их бизнесу плохо. Каждый третий предприниматель ждёт, что дальше будет ещё хуже...

Однако ждать «манны небесной» бизнесмены не намерены, они будут сами решать свои проблемы. Большинство (57%) собираются сокращать издержки (но не связанные с расходами на зарплату). Кто-то будет переориентировать бизнес (17%), менять ассортимент (25%). Сокращать зарплату собираются 16%. Некоторые вынуждены снизить цены. 30% предприятий хотят занять деньги для поддержания своей работы. И вот здесь была бы неоценима помощь государства. Предприниматели ожидают, что правительство примет меры для развития кредитования, «замораживания» тарифов. И государство даже пообещало поддержку...

— По линии Российского банка развития обещали 30 млрд руб. При самом оптимистичном сценарии малые предприятия получат их только летом, — рассказал президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов, — но кредитовать малый бизнес надо было еще вчера и даже позавчера. Из хороших новостей пока только то, что удалось отстоять федеральную программу господдержки малого и среднего бизнеса: было обещано 10,5 млрд руб., и те Минфин хотел урезать. Сюда относится гарантирование и субсидирование процентной ставки, венчурные фонды, инфраструктурные проекты, связанные со строительством бизнес-инкубаторов. Даже в полном объеме предусмотренных средств недостаточно: деньги от РБР и в рамках госпрограммы могут в общей сложности «осчастливить» только 2% предпринимателей. Хотя запуск кредитования — уже неплохо: оно установит определенную планку для кредита примерно под 16-18% годовых. Если не будем размазывать этот маленький кусочек госпомощи по всем, а сосредоточимся на инновационных, производственных и социально значимых предприятиях, почувствуем отдачу.

Предполагается, что на программу господдержки половину средств выделит федеральный бюджет, половину — региональные. Пока работа на уровне подачи заявок. Но выделение денег — далеко не единственные способ поддержать бизнес. Есть ещё такие средства как «налоговые каникулы», снижение ставок аренды государственного и муниципального имущества.

— Премьер-министр Владимир Путин призвал регионы снизить налоговую ставку с 15 до 5% для малого бизнеса, работающего на упрощенной системе налогообложения (УСН), — отмечает Сергей Борисов. — Сколько губернаторов последовали призыву премьера? Только одиннадцать... Но даже такая мера могла бы «осчастливить» лишь 14% малых предпринимателей, которые платят налог с прибыли. Поэтому мы предлагаем сделать послабления и для тех предприятий, которые уплачивают УСН с оборота. Сейчас ставка 6%, мы предлагаем ее пропорционально снизить до 2%, и в три раза понизить базовую доходность по ЕНВД (если этот налог не заменят упрощенкой или патентом). Только тогда бизнес почувствует налоговое послабление«.

Предприниматели не просят раздать им денег, они их и сами заработают. Бизнесу нужно, чтобы его немного поддержали, ну или хотя бы не мешали работать.

   
   

— Антикризисные меры требуют совершенно нового подхода к их реализации: действия власти должны быть оперативными и прицельными, — констатирует Сергей Борисов, — к сожалению, пока мы только раскачиваемся и такая нерасторопность бьет по малому бизнесу очень сильно.

Комментарии экспертов

Виктор Звагельский, член Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству:

— Выход из кризиса, в первую очередь, должен быть запрограммирован через поддержку малого и среднего бизнеса. Те направления, на которые ориентирован малый бизнес, способны существенно снизить турбулентность экономики страны. Это и создание дополнительных рабочих мест (что на сегодня является нашим больным местом), и развитие отечественного конкурентоспособного производства, и формирование сферы торговли, и насыщение рынка отечественных товаров и услуг. И конечно же, это увеличение доходов бюджета, независимо от колебания мировых цен на сырьевые носители. Многие меры по поддержке малого и среднего предпринимательства были прописаны и в Стратегии-2020, другое дело, что реализация этих мер должна была осуществляться более планомерно и длительно. Сегодня ситуация подталкивает нас к тому, что необходимо действовать гораздо более быстрыми темпами.

Один из существенных моментов на сегодняшний день — это кредитование. По статистике, 92% предприятий малого бизнеса пользуются либо частными кредитами, либо собственными средствами. То есть кредитование малого бизнеса через официальные финансовые структуры практически не ведется. Поэтому крайне важна правительственная программа по увеличению кредитования малого бизнеса за счет средств госбюджета до 10,5 млрд, то есть на 6,2 млрд больше, чем было запланировано. Плюс выделено 30 млрд по программе Внешэкономбанка на кредитование малого и среднего бизнеса. Конечно, это не огромные деньги, но с учетом количества малых предприятий и их потребностей — это значительная часть.

Олег Валенчук, член Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству:

— В правительственной программе подчеркивается, что основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Нам нужно максимально снизить импортозависимость нашей экономики. На потребительском уровне это означает формирование собственного рынка товаров и услуг первой необходимости. Ведь в условиях финансовой нестабильности люди все реже думают о приобретении квартир или дорогих машин, их куда больше беспокоит рост цен на продукты питания. Поэтому Россия должна наращивать свой аграрный сектор, реализовать систему мер по поддержке крестьян и фермеров, ввести систему налоговых льгот и налоговых каникул для производителей сельхозпродукции, дать им возможность беспрепятственно продавать свой товар, минуя перекупщиков. В регионах также необходимо принять меры по регулированию торговой сферы с целью обеспечения конкурентоспособных условий для небольших, частных торговых точек. Сегодня мелкие производители просто не в состоянии выйти на рынок, так как он практически узурпирован крупными федеральными торговыми сетями.

Смотрите также: