Кредиты против посылок. «Почта России» планирует создать банк-дискаунтер

В программе развития «Почты России» до 2018 года говорится о намерении предприятия создать финансовый дискаунтер. Проект ориентирован на «массовый и нижнемассовые» сегменты населения: почтовый банк готов предложить своим клиентам потребительские кредиты и кредитные карты, вклады, операции по платежам и переводам и услуги страхования, пишет газета «Ведомости». Интересно, что стоимость финансовых продуктов банка «Почты России» будет на 1,5-2,1% ниже, чем в самом популярном у соотечественников банке – Сбербанке.

   
   

Ожидается, что к 2018 году операционный доход финансового дискаунтера может составить 52 млрд рублей, чистая прибыль – 16 млрд рублей. И это только начало – к 2023 году операционный доход может достигнуть отметки в 140 млрд рублей, а чистая прибыль увеличится вдвое – до 32 млрд рублей.

Что касается местонахождения отделений будущего банка, расположены они будут непосредственно в почтовых отделениях – финансовые услуги будут предоставляться в 6,5 тыс. офисов ФГУПа. Вопрос с очередями в предприятие планирует решить за счет банкоматов и терминалов.

Посылки против кредитов

Идея о создании банка на базе «Почты России» не нова – о планах развивать это направление неоднократно заявляло прежнее руководство организации. В частности, зимой 2013 года стало известно, что «Почта» будет заниматься переводами денег за границу с помощью системы Coinstar. В рамках ПМЭФ оператор подписал соглашение о сотрудничестве с MasterCard, которое предполагает развитие и использование инновационных финансовых продуктов и технологий в России.

А в июле этого года стало известно о том, что «Почта» намерена получить лицензию на осуществление банковской деятельности, чтобы оказывать услуги по микрокредитованию и денежным переводам.

Информацию о планах крупнейшего ФГУПа страны открыть собственный банк эксперты воспринимают, как желание составить конкуренцию на рынке финансовых услуг. По мнению первого вице-президента общероссийской организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамары Касьяновой, «почтовики» заинтересованы в получении прибыли и поэтому компания сделает все возможное, чтобы воплотить свою идею в реальность.

Среди плюсов организации экономисты называют широкую сеть почтовых отделений, в которых и будут находиться офисы банков. Ни одна из коммерческих финорганизаций не может похвастаться таким количеством представительств – сегодня в России открыто более 41 тысячи почтовых отделений. Кроме того, планы «Почты» сделать не простой банк, а дискаунтер с низкими кредитными ставками, должны сделать организацию привлекательной для клиентов.

   
   

Но не стоит забывать, что помимо банковских услуг предприятие должно выполнять свою основную, почтовую работу, и наличие банка может усугубить и без того непростую ситуацию, связанную с деятельностью «Почты России». Директор аналитического департамента «Юнайтед Трейдерс» Михаил Крылов не исключает, что оказание предприятием финансовых услуг может привести к тому, что традиционные сервисы организации будут находиться в еще «большем тормозе», чем они находятся сейчас, следовательно, посылки будут доставляться еще медленнее.

Крылов не исключает, что при негативном развитии событий «Почта» рискует столкнуться с еще большими проблемами и потерять своих клиентов, но финансовые услуги все-таки более прибыльное дело, чем доставка посылок, поэтому предприятие в проигрыше не останется, полагает эксперт.

Время и деньги

Решить вопрос с получением лицензии руководство «Почты» планировало после того, как правительство одобрит новую стратегию развития предприятия. «Я думаю, что «Почта» какое-то время еще проведет в дебатах, обсудит и возможно через несколько месяцев обратится за лицензией», – считает Крылов.

В свою очередь аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко обращает внимание на то, что получение «Почтой» лицензии для осуществления финансовой деятельности не менее интересно, чем создание самого банка. Дело в том, что для этого банковскую деятельность придется переносить на отдельное юридическое лицо.

«Получение лицензии возможно только через 2 года. Таким образом, говорить о возрождении финансового блока «Почты России» в ближайшее время не приходится. В целом, в перспективе нескольких лет данная инициатива практически не скажется на финансовых показателях ведомства», – поделился Сороко с АиФ.ru.

Получение банковской лицензии – не единственный камень преткновения в создании финансовой организации, «Почте» придется потратиться как минимум на привлечение персонала, приобрести необходимое оборудование, отмечает аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова.

Эксперт считает, что прежде чем заняться финансовыми услугами, предприятию необходимо провести кардинальные реформы и выстроить работу в совершенно новом формате путем преобразования структуры обслуживания клиентов.

Не стоит забывать и о плохой репутации «Почты России», поэтому Касьянова не исключает, что финансовый дискаунтер, который появится на базе предприятия, может не пользоваться таким спросом у населения, как хотелось бы менеджменту организации. «Если «почтальоны» собираются создавать финансовую структуру, то им необходим ребрендинг, ведь старое название стало ассоциироваться с проблемами с доставкой и техническими сбоями», – уверена она.

В интервью АиФ.ru Касьянова рассказала, что особой популярностью дискаунтеры в России не пользуются. Связано это с непониманием как с ними работать и с неким недоверием. «А «Почта России» своей работой не заслужила ни доверия ни признания у населения страны. И даже если найдется серьезный инвестор, раскрутить дискаунтер будет сложно, россияне больше не способны брать еще кредиты», – резюмирует Касьянова.