«Расплата за оптимизм». Почему Минфину пришлось перекраивать госрасходы

Если власти не будут предпринимать масштабных мер для стабилизации экономики, ситуация может выйти из-под контроля, предупреждают эксперты.

   
   

На прошлой неделе Правительство РФ утвердило проект федерального бюджета на период 2014–2016 гг. Согласно новому плану Минфина, в следующем году доходы бюджета составят 13,569 трлн рублей, а расходы будут находиться на уровне 13,96 трлн рублей. Снижение расходной части бюджета будет обеспечено за счёт переноса оборонных расходов, заморозки зарплат военнослужащим и чиновникам, обнуления накопительной части пенсий для т. н. «молчунов» и других мер.

Почему бюджет перекроили?

После кризиса 2008 года не только экономика, но и бюджетная сфера России оказалась на развилке, перед властями стоял выбор — стабилизация или развитие. Минфин сделал выбор в пользу бюджетных правил и жёсткого ограничения бюджетных расходов, объясняет ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина.

Та модель, которую выбрал Минфин, рассчитана на то, что в случае краткосрочного снижения стоимости нефти можно будет сохранить текущие расходы без каких-то резких телодвижений, рассказывает Пенухина. Однако экономика столкнулась с совершенно другими проблемами — цены на нефть остаются высокими, а проверкой на стрессоустойчивость российской бюджетной модели стало снижение не нефтегазовых доходов, и получилось, что бюджет к таким событиям не готов, в результате чего Минфину пришлось перекраивать бюджет по новой системе.

Расплата

В свою очередь, доцент экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Олег Буклемишев считает, что перекраивание федерального бюджета — это «расплата за прошлые годы бюджетного оптимизма, залихватские обещания, за неструктурированные и ничем не обоснованные инвестиционные проекты». По его мнению, властям стало понятно, что продолжение подобных тенденций при относительно оптимистичном экономическом сценарии выльется в разрушение бюджетной системы, причём в достаточно ограниченные сроки.

В бюджетной политике существует правило — если внешние шоки носят временный характер, то денежным властям нужно финансировать образовавшийся разрыв за счёт заимствований, в случае если внешние шоки являются постоянными, не остаётся ничего иного, как приспосабливаться к ним, рассказывает экономист. «В данном случае правительство выбрало приспособление, и мне кажется, что это весьма позитивный момент, потому что это отражение того, что власти понимают ту реальность, с которой можно столкнуться», — подчёркивает Буклемишев.

На фоне сложных макроэкономических условий президент Владимир Путин в начале сентября дал «добро» на урезание бюджетных расходов и попросил не называть сокращение «секвестром», заявив, что грубого уменьшения финансирования по всем статьям не будет. Впрочем, директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев называет происходящее именно «секвестром»: «Когда было заявлено министром финансов, что мы будем резать практически всё, мы вспомнили секвестр, мы 15 лет не вспоминали это слово. Одно дело, когда был секвестр при ценах на нефть около 15 долларов за баррель, а другое дело — 100 долларов и секвестр. Это принципиально. Умудриться при таких ценах на нефть дойти до секвестра — это очень надо постараться», — недоумевает эксперт.

   
   

«Священная корова»

Несмотря на так называемый секвестр, приоритеты бюджета остались прежними — исполнение президентских указов Путина и расходы на национальную оборону.

«Особенно выполнение майских указов — это такая священная корова, которую трогать не будут», — считает Николаев.

«Да, были приняты решения, что эти обещания (майские указы — ред.) остаются в силе, всё остальное — вторично. Этот факт заставляет ещё раз задуматься о том, насколько у нас политика довлеет над экономикой. Пока это будет так, ничего хорошего мы ни в экономике, ни в бюджетной политике не дождёмся», — уверен Буклемишев.

Споры о необходимости тратить триллионы рублей на оборону продолжаются и по сей день — напомним, именно из-за этого был отправлен в отставку экс-министр финансов Алексей Кудрин. Сейчас траты на модернизацию армии были перенесены на 2016 год, однако эксперты не исключают, что и после ближайшей трёхлетки правительство снова отодвинет расходы на оборону.

По словам заведующего кафедрой государственного регулирования экономики факультета госуправления РАНХиГС Владимира Климанова, на силовой блок тратится более четверти бюджетных денег, и логично было бы провести перераспределение расходов бюджета с этих статей на другие, но этому вопросу практически не уделяется внимания.

С другой стороны, отмечает экономист, немалая часть бюджета ориентирована на социальные расходы — в казне на них предусмотрены «огромные цифры». Но здесь необходимо понимать, что основная часть социальных расходов является трансфертом в пенсионный фонд. «Это компенсация недополученных от субъектов федерации доходов пенсионного фонда, которые нужны для выплаты нынешним пенсионерам. Нет пока никакой уверенности, что направление расходования средств на выплату пенсий будет в средней или долгосрочной перспективе сокращаться. В будущем эта проблема не уйдёт, даже если сократить ту самую накопительную часть пенсии, которая обсуждается в качестве выхода из ситуации», — резюмирует Климанов.

А бюджет-то недостоверный!

В рамках круглого стола «Сокращение бюджетных расходов», прошедшего в РИА Новости, Игорь Николаев высказал мнение, что макроэкономические показатели, на основании которых верстается бюджет, являются недостоверными. Так, по словам экономиста, бюджет должен составляться в соответствии с принципами, закреплёнными в бюджетном кодексе.

«На мой взгляд, макроэкономические показатели недостоверны, соответственно, этот принцип не выдержан, и бюджет не отвечает кодексу. <…> Сейчас мы идём с минусовыми результатами по инвестициям в основной капитал. Откуда в нас станут вкладывать больше? За счёт резкого сокращения инвестпрограмм естественных монополий, у которых будут заморожены тарифы? Наоборот, будет резкое сокращение инвестиций. Компании будут больше инвестировать? Посмотрите на финансовые результаты компаний текущие, по прибыли примерно мы идём на 25 % меньше, чем в прошлом году. За счёт чего будет рост инвестиций? Никакого изменения с этой стороны факторов не будет, не будет расти бизнес-активность. Поэтому наш вывод — бюджет основывается на недостоверных макроэкономических показателях», — заявил Николаев.

В связи с тем, что бюджет не соответствует кодексу, не выдерживается принцип его равномерности, в результате чего возникают проблемы. «Конечно, нас спасёт то, что цены на нефть будут достаточно высоки. Но тенденцию это не изменит, ситуация продолжит ухудшаться, запас есть, его хватит на следующий год, но с этого пути вниз мы не сворачиваем», — подчёркивает он.

Как полагает Николаев, новый бюджет, одобренный правительством, не является панацеей и не развернёт экономику к росту. По его оценке, в следующем году дефицит будет дефицитным, и дефицит этот будет больше на 1–1,5 % больше, чем в 2013 году.

Читайте также: 

Операция «Бюджет». Как сократить расходы госказны, не обидев население >>

«Это геноцид!». Эксперт о планах сократить пенсии и материнский капитал >>