Как риэлторы гоняются за клиентом и что из этого выходит

   
   

Проведу экскурсию, дам в долг

Некоторые риэлторские агентства начали работать по новому для нашего рынка принципу – каждый сотрудник ведет не сделку целиком, как обычно, а лишь один ее этап. Это лишает их возможности проводить «левые» сделки, что, в свою очередь, позволяет агентству сохранить прибыль. Для клиентов есть плюс - плата за услуги значительно снижается, но есть и минус - к ней добавляются всевозможные комиссии, которые все равно приближают цену к среднерыночной. А при большом количестве участников сделки часто возникают накладки, которые невозможны, если ее ведет один человек. Принцип «испорченного телефона» нито не отменял.

Вот еще одно «ноу-хау». Шансы риэлтора на заработок повышает умение ориентироваться на местности. Агентства закрепляют за каждым из них определенный район города. Знаток может провести для клиента экскурсию, рассказать об инфраструктуре, плюсах и минусах, и даже о будущих соседях. Услуга бесплатна и рассчитана на то, чтобы заинтересовать клиента. Если у агентства есть свободные деньги (что в наше время, правда, редкость), практикуется так называемый обменный выкуп: для клиента покупают выбранную им квартиру, а он отдает деньги после продажи старой. Это позволяет человеку не задумываться – где жить между продажей прежнего жилья и покупкой нового. Если продавцу жилья срочно нужны деньги, то некоторые агентства платят ему из своего кармана аванс в качестве предоплаты.

Правда, эти приемы пока не носят массового характера. Чаще агентства тратят силы на развитие Интернет-сайтов. Это уже не визитка, а полноценное поле для совершения сделок. Объект можно выбрать в базе по месторасположению, транспортной доступности, количеству комнат – любым параметрам. С одной стороны, это привлекает покупателей, с другой – есть риск, что человек решит купить понравившуюся недвижимость напрямую, минуя агентство.

Нет денег? Плати вниманием!

Оправданы ли эти меры? Вряд ли, считают эксперты. «Ничего нового придумать невозможно, - рассказал «АиФ» руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. – Агентства, принявшие на вооружение метод «супермаркета», пострадали от кризиса в первую очередь, поскольку минусы здесь перевесили плюсы. А на выкуп квартир для клиента сейчас ни у кого нет денег. Между тем, успех риэлторов – в качестве обслуживания. Поэтому вероятнее, что они просто будут более внимательно относиться к клиентам, бороться за каждого. В этой ситуации преимущество на стороне частных маклеров, которые ориентированы на результат и буквально «облизывают» клиента. Им достаточно совершить 2-3 сделки в месяц, а для этого можно обзвонить старых клиентов и уговорить их купить или продать какой-либо объект. У агентства с тысячей сотрудников издержек больше, а мотивация на успех низкая, особенно, если зарплата не зависит от количества сделок».

«От того, будут делать сделки один человек или пять, их количество не увеличится, как, впрочем, и приток клиентов, - рассказала «АиФ» директор Школы ипотечного брокера Эмма Бабаян. – Сегодня люди просто выжидают время, поскольку ситуация на рынке жилья противоречива, то и дело появляются диаметрально противоположные прогнозы. Клиентам просто неоткуда появиться. Что касается схем, подразумевающих выкуп в долг, то это далеко не новая практика. Некоторые агентства применяли ее и в те времена, когда клиентов было много. Но, мне кажется, сейчас это серьезный риск – ведь неизвестно, что будет с ценой квартиры на момент продажи. Гораздо лучше было бы повышать мотивацию сотрудников риэлторских агентств. Ведь грамотно привлечь клиента в нынешнее непростое время смогут лишь люди, не первый год работающие в этом бизнесе. В первую очередь, стимулы должны быть материальными. Вместо этого руководители агентств думают, как победить «левые» заработки. Но ведь риэлторы уводят сделки в тень только потому, что им надо чем-то жить. Если бы руководство меньше денег клало себе в карман, а больше давало работникам – и «левых» схем было бы меньше. Выкладывание в свободный доступ на сайт базы по объектам к оттоку клиентов не приведет – если человек хочет совершить сделку без риэлторов, то он это сделает в любом случае. Если же он поймет, что самостоятельно разобраться в этом не в силах – все равно обратится в агентство».

Цены на жилье зависят от нефти

Между тем, по данным исследования, проведенного одним из российских банков, цены на недвижимость в Москве могут снизиться до 50-60% в долларовом исчислении. Неужели ситуация выжидания (когда одни не продают, а другие не покупают), наконец, разрешится? «Да, ценовое снижение будет, - подтвердил «АиФ» вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев. – Но не такое сильное. Если брать цены в евро, то некоторые объекты, которые только начали строиться, могут упасть в цене на 40-60%. Объекты, строительство которых уже завершается, подешевеют не так значительно. В целом жилье эконом-класса на вторичном рынке в течение года снизится в цене на 25-35%. В регионах цены могут снижаться сильнее, чем в Москве, особенно там, где экономика зависит всего от одной отрасли, и там, где количество ипотечных сделок занимало значительную долю рынка. Платежеспособный спрос в этих городах будет ниже. Этот прогноз актуален при сохранении цен на нефть на нынешних уровнях. Если они будут продолжать снижаться, то недвижимость будет дешеветь быстрее. Если, напротив, нефть начнет дорожать, то медленнее».

Смотрите также: