На прошлой неделе президент России Владимир Путин поддержал предложение Минэкономразвития о заморозки роста тарифов на услуги естественных монополий. Как ожидают власти, экономический эффект от нулевой индексации составит 420 млрд рублей (130 млрд рублей в 2014 году, 140 млрд – в 2015-м, 150 млрд – в 2016-м). За счет этих действий МЭР рассчитывает получить возможность улучшить прогноз по росту национального ВВП до 3% (в настоящее время прогноз находится на уровне 2,8% – ред.).
Кроме того, заморозка тарифов благоприятно повлияет на уровень инфляции в России. Так, уже в следующем году темпы роста потребительских цен благодаря инициативе МЭР могут сократиться на 0,4-0,5 процентов по сравнению с нынешним прогнозом ведомства в 4,5-5,5%. Нулевая индексация тарифов монополий, по словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, также важна для улучшения инвестиционного климата РФ и снижения ставок по кредитам.
При всех положительных сторонах заморозки тарифов для национальной экономики и рядовых потребителей, у этой инициативы нашлись противники – собственно, сами монополии, которые из-за нулевой индексации могут лишиться части прибыли. Несмотря на то, что российские власти готовы помочь монополистам, крупные компании, которым придется заморозить тарифы на свои услуги, высказали недовольство. АиФ.ru рассказывает, кто из монополистов не согласен с инициативой Минэкономразвития и какие убытки эти компании могут понести.
РЖД
Первыми, кто выразил несогласие с заморозкой тарифов на услуги естественных монополий, стали «Российские железнодорожные дороги».
К идее по заморозке тарифов Якунин отнесся скептически – по его мнению, инициатива не принесет прогнозируемого экономического эффекта. Дело в том, что из-за отсутствия ожидаемой прибыли РЖД, госказна может недосчитаться налогов от компании в размере 350 млрд рублей. Главный железнодорожник России высказался, что в результате этих мер РЖД не смогут внести вклад в рост национальной экономики на уровне 1,5-2,5%, как планировалось ранее.
Из-за нулевой индексации тарифов в следующем году «Российские железные дороги» могут втрое сократить свою инвестиционную программу, а это, как утверждает Якунин, окажет негативное влияние еще на 19 смежных отраслей экономики.
«Газпром»
Если индексация тарифов на железнодорожные перевозки будет проведена только в 2015 году и по уровню инфляции 2014 года, то заморозка тарифов для «Газпрома» будет действовать только полгода, и соответственно, отразится на прибыли компании гораздо слабее, чем в ситуации с РЖД.
Компания, возглавляемая Алексеем Миллером, будет вынуждена сократить капитальные затраты в 407 млрд рублей из-за отказа от индексации тарифов. В «Газпроме» подчеркнули, что каждые 100 млрд рублей, не направленные на капитальные затраты, выливаются в недополучение бюджетом 24 млрд рублей. Более того, монополия может сократить 70 тысяч сотрудников. По оценке «Газпрома», сумма в 407 млрд рублей, не направленные на капитальные затраты, может стоить 300 тысячам сотрудникам компании рабочих мест.
В газовой монополии, равно как и в «РЖД», считают, что данные меры по отказу от индексации тарифов несерьезно повлияют на рост национальной экономики.
В случае, если власти примут окончательное решение по заморозке тарифов естественных монополий, компания рассчитывает, что правительство не будет повышать налог на добычу полезных ископаемых для газовой монополии (в настоящее время налог составляет 602 рубля за тысячу кубометров, в 2014 году ожидается повышение до 700 рублей, а в 2015 – до 788 рублей). В противном случае, убытки компании могут оказаться еще большими.
«Транснефть»
Следом за «Газпромом» свое мнение относительно заморозки тарифов высказала «Транснефть». В случае если власти все-таки пойдут на такие меры, компания будет вынуждена сократить свою инвестиционную программу аж до 2018 года. До того, как российские денежные власти объявили о намерении отказаться от индексации тарифов естественных монополий в следующем году, «Транснефть» планировала направить средства на развитие магистральных нефтепроводов (стоимость проекта оценивается в 348 млрд рублей), а также инвестировать в нефтепродукты 158 млрд рублей.
Однако ситуация «Транснефти» отличается от РЖД и «Газпрома». Дело в том, что оператор магистральных нефтепроводов не оказывает услуги населению, а на инфляцию влияют тарифы только тех монополий, которыми пользуется рядовой потребитель. «Мы с населением дела не имеем. Транспортная составляющая в цене литра бензина Аи-92 и Аи-95 – не более 50 копеек, – рассказал представитель «Транснефти» Игорь Демин «Газете.Ru». По его словам, компания будет просить правительство об индексации тарифа на 6%. Эта цифра укладывается в инфляционные рамки, и приведет к удорожанию бензина не более чем на 3 копейки за литр.