Ежегодно российская экономика несёт убытки до 311,5 млрд рублей из-за того, что cоотечественники сидят в социальных сетях, вместо того чтобы исполнять свои обязанности в рабочее время, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой компании ФБК.
По словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, оценка ущерба от такого времяпрепровождения является примерной, впрочем, данные показатели позволяют судить о размере потерь.
Хромает производительность труда
Стоит отметить, что «ленивые» сотрудники российских компаний, активно пользующиеся соцсетями на работе, наносят работодателям и национальной экономике в целом не такой ущерб, как, например, их коллеги из Великобритании и США. Так, по данным портала MyJobGroup, социально активные англичане обходятся компаниям в 22,16 млрд долларов в год. А потери американской экономики от фанатов соцсетей в десятки раз превышают российские и британские — по подсчётам экспертов, в прошлом году бюджет США недополучил 650 млрд долларов из-за нецелевого расходования рабочего времени.
Впрочем, даже в сравнении с опытом Америки и Великобритании размеры убытков российской экономики в 10 млрд долларов нельзя назвать скромными. По словам Николаева, потери сравнимы с годовыми ассигнованиями на поддержку транспорта в 297,8 млрд рублей или с 50 % бюджетных расходов на образование в размере 293,1 млрд рублей. Сумма в 311,5 млрд рублей также сопоставима с государственными расходами на ЖКХ, кинематографию, культуру или рыболовство и сельское хозяйство — согласно бюджетному плану, на эти отрасли планируется выделить по 300 млрд рублей.
К сумме в 10 млрд долларов, которую недополучает российская экономика в результате нецелевого использования рабочего времени, эксперты пришли, исходя из количества россиян-пользователей соцсетей, число которых оценивается в 51,8 млн человек. Согласно сведениям компании СomScore, в прошлом году среднее время, проведённое соотечественниками на сайтах «ВКонтакте», «Одноклассниках» и других подобных, составило 25,6 минут в день или 12,8 часов в месяц. Специалисты ФБК посчитали, что в целом за 2012 году каждый сотрудник, пользующийся соцсетями, потратил на них почти час рабочего времени.
Самые «ленивые»
В своём исследовании эксперты упомянули и о работниках, которые времяпрепровождением в Интернете наносят наибольший ущерб работодателю и национальной экономике. Лидерами этого рейтинга стали сотрудники, работающие в сфере финансов и недвижимости, из-за них в прошлом году экономика недосчиталась 67,9 млрд рублей. Следом за ними находятся представители сферы образования, «нанёсшие» ущерб в размере 39,8 млрд рублей. Замыкают тройку сотрудники государственного управления, социального страхования, обеспечения военной безопасности (36,6 млрд рублей).
Интересно, что меньше всего сидят в соцсетях в рабочее время россияне, трудящиеся в сельском и лесном хозяйстве.
Закрыть лавочку
В настоящее время вопрос использования трудоспособным населением России соцсетей ещё не является достаточно острым, отмечают эксперты, однако в скором времени ситуация может измениться.
«Работодатели уже осознают серьёзность проблемы и даже предпринимают определённые меры. Можно прогнозировать, что они будут вынуждены активизировать усилия по противостоянию «сидению» работников в соцсетях, особенно с учётом того, что проблема повышения производительности труда в российской экономике остаётся по-прежнему актуальной», — объяснил Николаев.
«На сегодняшний день самым эффективным рычагом мотивации является внедрение системы KPI (ключевые показатели эффективности). Проще говоря, работодатель ставит перед работником ряд задач и по итогам их исполнения начисляется премия. Таким образом, у работника или попросту нет времени на соцсети, или общение в Интернете он «оплачивает» из своей премии. Данная система мотивации активно используется за рубежом и доказала свою эффективность», — пояснила Антюхова АиФ.ru.
В Исследовательском центре рекрутингового портала Superjob корреспонденту АиФ.ru рассказали, что в настоящее время запрет на посещение «Одноклассников», «ВКонтакте» Twitter, Facebook и др. ввели 63 % российских компаний. Руководители этих организаций объясняют свои действия тем, что общение в Интернете отнимает у работников немало времени и отвлекает их от решения профессиональных задач.
Всё дело в психологии?
С другой стороны, если на «ВКонтакте» или «Одноклассников» тратится слишком много времени, а работа лежит мёртвым грузом и клиенты уходят к конкурентам, это говорит о серьёзных проблемах сотрудника – фаната соцсетей. «Во-первых, это избегание реальности, подмена её виртуальным миром. Поэтому теряется мотивация достижений, желание выстроить реальную карьеру, а не очередную «Зомби-ферму». Во-вторых, это проблема с коммуникациями: если атмосфера на работе нездоровая, то многие предпочтут общаться не с коллегами, а с «френдами». Обратная тенденция — тенденция сплетничать, что проще делать не в курилке, а в сети. В-третьих, невроз — навязчивая потребность постоянно проверять новости, сообщения, посты, лайки и так далее», — объясняет Степнова.
Психолог подчёркивает, что слишком частое сидение в соцсетях является зависимостью, «разбираться с ней надо начинать раньше, чем она начнёт разбираться с вами: портить карьеру, уносить премии и приносить штрафы», — резюмирует эксперт.
Читайте также: Как полностью удалить свою страницу из социальной сети? >>