Дорогое общение. Соцсети обходятся российской экономике в 10 млрд долларов

Ежегодно российская экономика несёт убытки до 311,5 млрд рублей из-за того, что cоотечественники сидят в социальных сетях, вместо того чтобы исполнять свои обязанности в рабочее время, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой компании ФБК.

   
   

По словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, оценка ущерба от такого времяпрепровождения является примерной, впрочем, данные показатели позволяют судить о размере потерь.

Хромает производительность труда

Стоит отметить, что «ленивые» сотрудники российских компаний, активно пользующиеся соцсетями на работе, наносят работодателям и национальной экономике в целом не такой ущерб, как, например, их коллеги из Великобритании и США. Так, по данным портала MyJobGroup, социально активные англичане обходятся компаниям в 22,16 млрд долларов в год. А потери американской экономики от фанатов соцсетей в десятки раз превышают российские и британские — по подсчётам экспертов, в прошлом году бюджет США недополучил 650 млрд долларов из-за нецелевого расходования рабочего времени.

Впрочем, даже в сравнении с опытом Америки и Великобритании размеры убытков российской экономики в 10 млрд долларов нельзя назвать скромными. По словам Николаева, потери сравнимы с годовыми ассигнованиями на поддержку транспорта в 297,8 млрд рублей или с 50 % бюджетных расходов на образование в размере 293,1 млрд рублей. Сумма в 311,5 млрд рублей также сопоставима с государственными расходами на ЖКХ, кинематографию, культуру или рыболовство и сельское хозяйство — согласно бюджетному плану, на эти отрасли планируется выделить по 300 млрд рублей.

К сумме в 10 млрд долларов, которую недополучает российская экономика в результате нецелевого использования рабочего времени, эксперты пришли, исходя из количества россиян-пользователей соцсетей, число которых оценивается в 51,8 млн человек. Согласно сведениям компании СomScore, в прошлом году среднее время, проведённое соотечественниками на сайтах «ВКонтакте», «Одноклассниках» и других подобных, составило 25,6 минут в день или 12,8 часов в месяц. Специалисты ФБК посчитали, что в целом за 2012 году каждый сотрудник, пользующийся соцсетями, потратил на них почти час рабочего времени.

«Такое нецелевое использование рабочего времени приводит к вполне определённым экономическим потерям. Работодатель фактически оплачивает «сидение» работника в соцсети. Я уже не говорю о том, что, согласно некоторым (небесспорным) исследованиям, это ведёт к существенному снижению производительности труда: чтобы восстановить производительность труда после перерыва, необходимо более 20 минут», — объясняет Николаев.    
   

Самые «ленивые»

В своём исследовании эксперты упомянули и о работниках, которые времяпрепровождением в Интернете наносят наибольший ущерб работодателю и национальной экономике. Лидерами этого рейтинга стали сотрудники, работающие в сфере финансов и недвижимости, из-за них в прошлом году экономика недосчиталась 67,9 млрд рублей. Следом за ними находятся представители сферы образования, «нанёсшие» ущерб в размере 39,8 млрд рублей. Замыкают тройку сотрудники государственного управления, социального страхования, обеспечения военной безопасности (36,6 млрд рублей).

Интересно, что меньше всего сидят в соцсетях в рабочее время россияне, трудящиеся в сельском и лесном хозяйстве.

Между тем, не все эксперты придерживаются мнения, что урон от общения сотрудников в Интернете действительно масштабный. Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров в интервью АиФ.ru заявил, что озвученные размеры потерь являются в большей степени виртуальными. «Кто-нибудь другой подсчитает, что те же (или другие) сотрудники благодаря использованию соцсетей принесли дополнительно 100 миллиардов долларов своим компаниям. Это будет такой же виртуальный подсчёт. Прикладного смысла подобные исследования не имеют», — считает он.

Закрыть лавочку

В настоящее время вопрос использования трудоспособным населением России соцсетей ещё не является достаточно острым, отмечают эксперты, однако в скором времени ситуация может измениться.

«Работодатели уже осознают серьёзность проблемы и даже предпринимают определённые меры. Можно прогнозировать, что они будут вынуждены активизировать усилия по противостоянию «сидению» работников в соцсетях, особенно с учётом того, что проблема повышения производительности труда в российской экономике остаётся по-прежнему актуальной», — объяснил Николаев.

По словам главного специалиста отдела подбора персонала «ТЭК Мосэнерго» Полины Антюховой, самым простым способом борьбы с соцсетями на работе является блокировка доступа компьютера к таким сайтам. Однако эта мера не слишком действенна — сотрудники находят способы пользоваться соцсетями на рабочем месте — через анонимайзеры или с помощью мобильного телефона.

«На сегодняшний день самым эффективным рычагом мотивации является внедрение системы KPI (ключевые показатели эффективности). Проще говоря, работодатель ставит перед работником ряд задач и по итогам их исполнения начисляется премия. Таким образом, у работника или попросту нет времени на соцсети, или общение в Интернете он «оплачивает» из своей премии. Данная система мотивации активно используется за рубежом и доказала свою эффективность», — пояснила Антюхова АиФ.ru.

В Исследовательском центре рекрутингового портала Superjob корреспонденту АиФ.ru рассказали, что в настоящее время запрет на посещение «Одноклассников», «ВКонтакте» Twitter, Facebook и др. ввели 63 % российских компаний. Руководители этих организаций объясняют свои действия тем, что общение в Интернете отнимает у работников немало времени и отвлекает их от решения профессиональных задач.

Всё дело в психологии?

Корреспондент АиФ.ru решил выяснить, почему же сотрудники вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности, просиживают рабочее время в соцсетях. Ответ на этот вопрос дал психолог-консультант интернет-магазина «Песочный мир» Алина Степнова, по словам которой, «зависание» в Интернете иногда может быть обусловлено организацией самого рабочего процесса. «Так, если рабочий день сотрудника не позволяет ему, что называется, присесть, то и времени на интернет-сёрфинг не останется, а вот когда работы слишком мало или она отупляюще монотонная, то соцсети — то, что поможет взбодриться и не впасть окончательно в спячку», — объясняет психолог.

С другой стороны, если на «ВКонтакте» или «Одноклассников» тратится слишком много времени, а работа лежит мёртвым грузом и клиенты уходят к конкурентам, это говорит о серьёзных проблемах сотрудника – фаната соцсетей. «Во-первых, это избегание реальности, подмена её виртуальным миром. Поэтому теряется мотивация достижений, желание выстроить реальную карьеру, а не очередную «Зомби-ферму». Во-вторых, это проблема с коммуникациями: если атмосфера на работе нездоровая, то многие предпочтут общаться не с коллегами, а с «френдами». Обратная тенденция — тенденция сплетничать, что проще делать не в курилке, а в сети. В-третьих, невроз — навязчивая потребность постоянно проверять новости, сообщения, посты, лайки и так далее», — объясняет Степнова.

Психолог подчёркивает, что слишком частое сидение в соцсетях является зависимостью, «разбираться с ней надо начинать раньше, чем она начнёт разбираться с вами: портить карьеру, уносить премии и приносить штрафы», — резюмирует эксперт.

Читайте также: Как полностью удалить свою страницу из социальной сети? >>