Павел Медведев: из-за инфляции дорожать будут не «Мерседесы», а хлеб

Фото Игоря Лазуренко

По мнению многих экспертов, правительство может потерять контроль над ростом цен. Усугубить и без того сложную ситуацию может запланированный на 1 июля рост тарифов на газ и электроэнергию. К какому развитию событий готовиться россиянам, мы поговорили с экономистом Павлом Медведевым.

   
   
Фото Игоря Лазуренко

Ищем под фонарём то, что потеряли за углом

АиФ.ru: – Павел Алексеевич, вчера в бюджетном послании все ждали, что президент затронет тему ЖКХ, но, к сожалению, не было сказано ни слова. Как вы думаете, не будут ли тарифы расти быстрее инфляции?

П. М.: – Я думаю, что будут расти быстрее инфляции до тех пор, пока не будут сделаны радикальные преобразования в этой области. Много лет уже говорят о том, что тарифы необоснованны, слишком быстро растут; разные законы предлагаются. Я был депутатом 22 года. Половину этого срока воду в ступе толкли по поводу законных ограничений роста тарифов. Мне кажется, что это обычная российская привычка – «искать под фонарём то, что потеряли за углом». «За углом потеряли» просто невероятную коррупцию в этой области, а «под фонарём» пытаются ограничить только самые внешние проявления этой коррупции – рост тарифов. Придётся пойти посмотреть, что творится «за углом».

АиФ.ru: – Каков ваш прогноз по поводу тарифов?

П. М.: – Думаю, что в этом году рост будет ограничен каким-то числом, потом через некоторое время выяснится, что «не мытьём, так катанием» ЖКХ собирает большую сумму. Приём там такой: норма не растёт, то есть за каждый кубометр воды берут чуть-чуть больше, чем в прошлом году, а считается, что больше кубометров отпускается гражданину. За счёт этого с него берут больше денег. Гражданину ведь не безразлично, за что с него взяли больше денег. Он возмущается, жалуется, письма ходят туда-сюда, потом они доходят до президента. Президент возмущается, и вся сказка продолжается заново. Ещё раз повторяю – проблема «за углом», там, где совершенно фантастическое воровство в этой сфере. Кстати, это воровство уже становится физически опасным. Настолько инфраструктура ЖКХ изношена, что как бы это не стало причиной катастрофы.

АиФ.ru: – Правильно ли я понимаю, что разрабатываемым депутатами законопроектом о фиксируемых тарифах в сложившейся ситуации не обойтись?

   
   

П. М.: – Если это будет только ограничение на рост тарифов, это может кончиться катастрофой. Тем, кто ворует, воровать нужно столько, сколько раньше, а может быть, даже больше. Но деньги для того, чтобы воду подать, трубы поменять, должны быть, поэтому Шанцев, губернатор Новгородской области, резонно сказал, что если не повышать тарифы, то даже тех сотрудников ЖКХ, которые сейчас обслуживают эту структуру, не удастся удержать на работе, потому что им приходится платить по остаточному принципу. Что-то надо украсть, что-то надо действительно вложить в трубы, а то, что остаётся, им заплатить. Из чего же платить, если расходы растут, если воровство растёт?

Фото Игоря Лазуренко

Ждать падения евро – бесполезно

АиФ.ru: – Росстат недавно отчитался, что за 5 месяцев этого года инфляция превысила на 50 % прогноз Минэкономразвития. В связи с ростом тарифов ЖКХ с 1 июля инфляция будет ещё больше. Существует ли вероятность, что она выйдет из-под контроля властей?

П. М.: – Мне хочется надеяться, что инфляция из-под контроля не выйдет в том смысле, как она вышла из-под контроля в начале 90-х годов. Я такой страшной перспективы не вижу. Но 7–8 % – это очень реально и очень неприятно, в частности потому, что структура инфляции обычно не в пользу бедных людей. Дешёвые товары дорожают быстрее, чем дорогие, «Мерседесы» дорожают не так сильно, как хлеб. И те люди, у которых и так мало денег, оказываются у разбитого корыта.

АиФ.ru: – В связи с отпусками многие россияне, которые отправляются за границу, озабочены тем, что евро очень быстро растёт, недавно стоимость стала выше 43 рублей. Как быть тем, кто собирается в отпуск в июле – августе? Стоит ли покупать евро сейчас или ждать, когда всё-таки произойдёт падение?

П. М.: – Боюсь, что дождаться не удастся. Общая конъюнктура не в пользу рубля. Нефть стоит не так дорого, как надо было бы для того, чтобы рубль стоял высоко. Никакой катастрофы нет, нефть стоит больше 100 долларов за баррель. Это терпимо. Но не 120, как нам хочется. Если нефть стоит 120 долларов, тогда евро стоит дёшево. Кроме нефти, на евро ещё влияет отношение между долларовым экономическим миром и евромиром. Сейчас евро выигрывает относительно доллара. Поэтому доллар дорожает у нас не так быстро, как дорожает евро. Если есть возможность сейчас купить евро, надо купить. Если нет, то можно отказаться от поездки за границу. Для меня, напрмер, отказ от такой поездки – не очень большая беда.

АиФ.ru: – Во что посоветуете тогда вкладывать деньги тем, у кого они есть? В евро?

П. М.: – Надо разложить сбережения на несколько кучек и хранить в разных валютах, включая рубль. Это абсолютно банальная часть совета. Чуть менее банальная и трудно исполнимая – какую кучку тратить в данный момент? Сколько раз советовал людям, никогда не слушаются. Деньги копят не для того, чтобы любоваться, а чтобы тратить. Так вот, тратить надо ту валюту, которая в данный момент кажется самой дорогой. Сейчас кажется, что евро очень высоко стоит, а вам надо купить холодильник. Продайте евро, купите холодильник в надежде, что, когда вам надо будет купить компьютер, подорожает доллар, тогда вы продадите доллары. Простые советские люди поступают ровно наоборот. Доллар проваливался, все сбывали доллары. Правильная стратегия, которая не каждый день приводит к успеху, но на длительных периодах времени это работает – продавать самое дорогое на настоящий момент.

Смотрите онлайн с Павлом Медведевым >>