Москва, 14 апреля – АиФ-Москва. Президент Украины Виктор Янукович вот уже два года подряд получает многомиллионные гонорары за написанные им книги. Именно литературное творчество, согласно поданной украинским лидером декларации, является основной статьей его дохода, и позволяет ежегодно зарабатывать в 4 раза больше американского коллеги Барака Обамы и аж в 12 раз больше Владимира Путина. Фактически, – отмечают обозреватели, – Януковича-писателя ценят в 20 раз дороже, чем Януковича-президента.
Однако, как выяснило украинское издание «Зеркало недели», во всем этом есть не слишком понятный момент. Дело в том, что платит Януковичу типография, которая, по данным СМИ, вообще не печатает никаких книг. К тому же, – отмечают люди, имеющие отношение к книгоиздательскому бизнесу, – права у авторов обычно выкупают не типографии, а издательства.
Научим Украину жить – за 2 миллиона долларов
В первый раз литературные труды Януковича привлекли внимание прессы весной 2011 года. Тогда донецкое ООО «Типография «Новый мир» заплатило ему гонорар в размере 16,4 миллионов гривен – то есть, свыше 2 миллионов долларов – за имущественные права на произведения, созданные президентом с 2005 по 2010 годы. Речь идет, в частности, о книгах «Преодолеть путь», «Год в оппозиции. В политике не бывает окончательных побед и поражений»; «…И год при власти. От кризиса – к экономическому росту» и «Как Украине дальше жить».
Если судить по декларации 2012 года, то актуальность вышеупомянутых трудов за это время не снизилась: за прошлый год Янукович получил 15,5 миллионов гривен авторских отчислений.
Но где же при этом сами книги? – задались вопросом обозреватели «Зеркала недели». Произведений Януковича, изданных «Новым миром», не удалось обнаружить ни в библиотечных реестрах, ни на магазинных прилавках. Что касается самой типографии, то в перечне ее услуг, размещенном на сайте, указаны рекламная печать, создание картонной упаковки, издание журналов и газет, производство пленки и флексоупаковки. А вот книгопечатание – не упоминается совсем. Не секрет, – отмечают дотошные журналисты, – что возможностью издавать книги может похвастать не всякая типография: ведь для этого требуется как минимум специальное оборудование.
Тем не менее, книги Януковича с вышеупомянутыми названиями, разумеется, увидели свет. Правда, в других издательствах: «Валрус-Дизайн», «Фолио», «Издательский Дом Дмитрия Бураго». Правда, чтобы получить гонорар в два миллиона долларов по рыночным ставкам, общий тираж президентских творений должен был составить не меньше шести миллионов экземпляров. Для сравнения, предшественнику Януковича, экс-президенту Леониду Кучме, удалось реализовать свою монографию «Украина не Россия» лишь в 10 тысячах экземпляров.
Отдельно обозреватели отмечают тот факт, что в официальных сообщениях о литературной деятельности Януковича не фигурирует его же книга «Opportunity Ukraine», выход которой в свет был сопряжен с громким скандалом: украинские СМИ обнаружили на ее страницах огромное количество плагиата. «Украинская правда» выпустила по этому поводу масштабный материал: «Книга Януковича – плагiат президентьского масштабу». Впрочем, есть версии, что за эту книгу Януковичу никто не платил: наоборот, по неподтвержденным официально данным, президент сам заплатил за ее выпуск австрийскому издательству.
Трижды прочел президентский шедевр – и угодил в рай
Разумеется, – отмечают обозреватели, – Янукович – отнюдь не единственный лидер на постсоветском пространстве, которому не дают покоя писательские лавры. И, несмотря на внушительные доходы, его даже нельзя назвать в этом деле наиболее успешным. Первенство в этом плане, вероятнее всего, принадлежит покойному президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову. В 2001 году он издал свое культовое творение – «Рухнама» (от от Ruh – «дух» и nama – «книга», то есть «Трактат о духовности»), которое сразу же после выхода было объявлено «священным». Туркменское министерство образования выпустило директиву, в обязательном порядке вводящую экзамен по «Рухнаме» для учащихся выпускных классов любых школ; распоряжение действовало на всех выпускников без исключения, даже на тех, кто после школы собирался поступать не в туркменские вузы, а в российские, белорусские или любые другие.
Сам же Ниязов заявлял, что чтение «Рухнамы» является еще и гарантией будущего попадания в райские кущи для любого туркмена. Правда, чтобы вознестись после смерти в обитель блаженства, необходимо было прочесть «священную» книгу не один, а минимум три раза. В результате, – обещал автор шедевра, – «человек станет умным, поймет природу, законы, человеческие ценности. И после этого он попадет прямо в рай».
Отменили экзамен по «Рухнаме» только в 2011 году, когда Ниязов скончался и кресло национального лидера перешло к его преемнику, Гурбангулы Бердымухамедову. Тогда министерство образования выпустило новую директиву, предписывающую вместо «Рухнамы» сдавать информатику.
Обозреватели же отметили, что Сапармурат Ниязов еще и постарался максимально избавить себя от литературных конкурентов: в 1992 году он ввел «черные списки» поэтов и писателей, произведения которых было запрещено издавать. В число «персон нон грата» попали Тиркиш Джумагельдыев, Рахим Эсенов и многие другие туркменские авторы. В результате часть культурных деятелей, боясь репрессий, уехали из страны, а другие избрали путь сотрудничества с властями, и стали исправно работать на создание культа Ниязова.
От триумфа до макулатуры
В целом же, по мнению некоторых исследователей, традиция совмещения национального лидерства с успешной литературной деятельностью, унаследованная властями некоторых республик бывшего СССР, берет начало еще в Советском Союзе. К примеру, Леонид Ильич Брежнев в годы пребывания на посту генсека считался более чем признанным писателем. Его книги-мемуары – «Целина», «Возрождение» и «Малая земля» – издавались тиражами в 15 миллионов экземпляров каждая. Их перевели на десятки языков и разослали в библиотеки 120 стран мира. А в 1980 году Брежнев за свою трилогию был удостоен Ленинской премии по литературе.
Правда, после кончины генерального секретаря очень быстро распространилась информация, что книги, официально принадлежащие его перу, на самом деле были написаны вовсе не им. По данным Политбюро, автором «Возрождения» являлся очеркист Анатолий Аграновский, а «Целину» создал ведущий корреспондент «Правды» Александр Мурзин. В 1987 году все многомиллионные тиражи трилогии Брежнева были изъяты из библиотек и отправлены в макулатуру.