Минфин РФ подготовил законопроект о создании института финансового уполномоченного по правам потребителей банковских и страховых услуг. Омбудсмены смогут решать споры клиентов с кредитными организациями без обращений к служителям Фемиды. Сегодня такие конфликты урегулируются только в зале суда.
По поводу
Финансовый омбудсмен может урегулировать целый ряд споров с банками: возврат денег, украденных с кредитных карт; перевод займа из иностранной валюты в рубли; обоснованность размера пеней и штрафов по просроченным кредитам; а также правомерность действий коллекторских агентств. Также в сферу деятельности уполномоченного будет входить решение одного из самых сложных конфликтов. «Думаю, что основным предметом рассмотрения станут обращения с просьбой помочь добиться согласия банка на реструктуризацию кредита», - говорит заслуженный юрист России Иван Соловьев. Этот процесс часто связан с целым спектром проблем. Кроме задолженности по займу, банк успевает начислить клиенту штрафы и пени, и выплатить образовавшуюся сумму становится невозможно. Омбудсмен проведет переговоры с банком, убедит снять часть санкций при условии выплаты денег, согласно утвержденному графику.
Другая сфера деятельности, где тоже будут востребованы услуги финансового омбудсмена, это страхование. Сегодня многие страховые компании нарушают условия договора, если сумма спора не большая, и очевидно, что клиент не пойдет в суд отстаивать свою правоту. Такие нарушения, к примеру, по полисам ОСАГО и КАСКО, сходят страховщикам с рук. Но институт финансового омбудсмена способен изменить ситуацию.
Крупные дела в досудебном порядке решать не планируется. Уполномоченные станут рассматривать жалобы клиентов к банкам с предельной суммой требований 200 тыс. руб. в первые два года действия закона, в последующие - 500 тыс. руб. Сумма по спору со страховой компанией не должна превышать 100 тыс. руб.
Плюс на минус
Опыт ряда Европейский стран показывает, что мелкие конфликты легко решаются с помощью финансовых уполномоченных. «Омбудсмены есть во многих странах мира - Великобритании, Франции, Дании, Швеции, Италии, Норвегии, Португалии, Польше, ЮАР и т. д. Отечественной истории уполномоченных – два года. С 2010 года в России начал работу институт омбудсмена, введенный Ассоциацией банков России», - говорит Иван Соловьев. Защитниками потребителей за это время рассмотрено около трех тысяч письменных и около семи тысяч телефонных жалоб. Однако требования уполномоченных обязательны для организаций, участвующих в проекте.
Выгоды нового порядка рассмотрения споров очевидны. Помощь омбудсмена будет бесплатной для клиентов банков и страховых компаний. Кроме того потребителям не придется обращаться в суд, с которым россияне не любят иметь дело в силу объективных причин. Первая заключается в потере времени, арбитры рассматривают дела несколько месяцев. Вторая – в недостаточной правовой грамотности населения. Граждане редко нанимают адвокатов, а отстаивать самостоятельно свои права мешает незнание законодательства.
Недостатки у института финансового омбудсмена тоже есть. Решение уполномоченного в течение двухлетнего переходного периода будет добровольным для исполнения кредитными и страховыми организациями. И только спустя этот срок - обязательным. Омбудсмены не будут рассматривать конфликты, переданные на рассмотрение суда, или если арбитры уже вынесли свое решение. А вот обратная ситуация возможна. Если вывод омбудсмена оказался не в пользу потребителя, он вправе обратиться в суд.
Напомним, что институт уполномоченных начал действовать в России с 1996 года, когда был подписан закон «Об уполномоченном по правам человека». Эту должность с 2004 года занимает Владимир Лукин. В 2009 году появился уполномоченный по правам ребенка, которым стал Павел Астахов. В 2012 году появился уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. Федеральные омбудсмены подчиняются напрямую президенту России. При этом в субъектах РФ они назначают региональных омбудсменов. Такая структура подчинения уже отработана в России, скорее всего, она будет применена и для зарождающегося института финансовых омбудсменов.