Все имеют уже двадцатилетний опыт жизни в обществе потребления. Не думаю, что есть такие люди, которые считают, что нужно заплатить строительной компании, и потом не смотреть, что она построила, или купить путевку в туристическом агентстве, но не поехать. Если мы эти деньги отдаем власти, то резонно спросить, что власть делает с этими деньгами, и резонно сказать, что именно, на наш взгляд, с этими деньгами надо делать.
Наша консультативная группа в разных докладах президенту писала о своих предложениях. Во-первых, надо выявить для людей реальную налоговую нагрузку, потому что они — заказчики государства, а, во-вторых, дать возможность рублем голосовать за то, какое направление важнее: это или какое-другое, например, в жилищной сфере. Там всегда есть несколько задач, которые сталкиваются друг с другом: есть проблемы инфраструктуры, есть проблемы доступности жилья, есть проблема ЖКХ и т.д.
Возьмем, к примеру, налог на недвижимость, который будет вводиться. Он будет не маленький. Почему не дать людям возможность голосовать этим налогом так же, как сейчас часть людей, рожденных после 1967 года, имеют право участвовать в накопительной пенсионной системе и решать, какую часть отдать госбанку, а какую -частной компании? Таким же образом можно и налогами распоряжаться. Причем такого рода эксперименты есть. Эксперименты с самообложением в некоторых областях, например, в Кировской, привели к тому (там люди по самообложению дали рублей по 200), что два руководителя органов местного самоуправления написали заявления об отставке. Потому что за ними все время ходили жители и спрашивали: почему дороги плохие, где мои 200 рублей?
Надо понимать, что властные решения принимаются не только по соображению «что правильно», но и по соображению «у кого сила». До тех пор, пока граждане, молодежь, люди, которым нужно, например, решить вопрос о помощи в получении жилья, не имеют серьезной политической силы, не включены в общественную жизнь, большее значение будут иметь генералы — не важно военные или штатские, — которые всегда рядом с президентами.
Один из каналов — это новый закон, который позволил упрощать регистрацию партий и активнее высказывать свое мнение. Только те силы, те социальные группы, которые имеют возможность организовываться, влиять, предлагать что-то, имеют реальный шанс добиваться политических изменений. А аргумент о том, что люди хорошие и поэтому им надо помогать, в политике не работает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Александр Аузан: Для начала надо «модернизировать» мозги, а уж потом — экон →
- Владимир Квинт: Разговоры о будущем науки в России – сплошная профанация →
- Евгений Ясин: 12 лет в поисках модернизации →