Виной всему контрафакт
Столичные власти давно и планомерно придают торговле цивилизованный вид. По данным Департамента потребительского рынка и услуг, с 1999 г. из 240 рынков, не отвечающих установленным требованиям, закрыто 149. В настоящее время в Москве их осталось 91, 46 из которых можно назвать универсальными, поскольку кроме продуктов там можно купить всё: от носков и ботинок до пальто и кепок. Оставшиеся 45 рынков специализируются на чём-то, например, торгуют товарами для дома или отдыха, а 19 из них продают сельхозпродукцию. На прошлой неделе департамент обнародовал результаты проверок столичных рынков. За последние полтора года за нарушения требований прав потребителей, санитарного и ветеринарного законодательств, кассовой дисциплины, правил привлечения иностранной рабсилы управляющие рынками компании заплатили штрафов на сумму более 4,5 млн. руб. А деятельность 7 рынков, находящихся в пожароопасном состоянии, вообще приостановлена. Говоря о том, что закрытие рынков будет продолжено, столичные власти имеют в виду в первую очередь превращение вещевых в цивилизованные торговые центры. По данным департамента, до 40% представленной там продукции — не что иное, как контрафакт: некачественная одежда, сомнительного происхождения игрушки и парфюмерия. Торговых центров, которые заменят собой в ближайшие годы такие рынки, будет в Москве порядка 200. К 2009 г. они составят 45% от всех торговых площадей в городе. А вот сельхозрынки (Даниловский, Кунцевский, Люблинский и др.) и все специализированные (садоводческие, торгующие стройматериалами или автомобилями) обещают сохранить. Как и проведение ярмарок выходного дня в каждом из 125 районов столицы.
КАКИЕ РЫНКИ ОСТАНУТСЯ (СПИСОК)
Проблемных зон 608!
Однако рынки — не единственное место, где москвичи покупают продукты. Как справедливо заметила наша читательница, небольших магазинов, куда можно зайти за хлебом или молоком, осталось мало. Их вытесняют сетевые супермаркеты, рядом с которыми мелкие магазины чувствуют себя неуютно, не выдерживая конкуренции ни по цене, ни по количеству покупателей. Кстати, из всех объектов торговли — сетевых гигантов 75% от общего числа. Недавно в Москве выявили 608 зон, где недостаточно торговых центров, по площади это 1,2 млн. кв м. В последние 2,5 года власти пытались с этим бороться и открыли чуть больше 3 тыс. магазинов шаговой доступности. В пересчёте на квадратные метры получилось почти 800 тыс. кв м.
Между тем в мировых столицах существуют нормативы по количеству торговых площадей на тысячу жителей: чтобы люди свободно покупали продукты и всё, что им необходимо, требуется от 600 до 800 кв м на 1 тыс. чел. Самые высокие показатели в США, где в некоторых регионах доходит до 1,2 тыс. кв м. В Европе обеспеченность торговыми центрами в среднем 650 кв м. В Москве недавно утвердили новые нормативы — до 800 кв м. Но таких показателей удастся достичь лишь к 2010-2012 гг.
Что касается палаток, то от них, как и от «лишних» рынков, москвичей избавят, оставив киоски с печатной продукцией и цветами. В прошлом году количество продуктовых ларьков сократили на 20%, в этом ещё уменьшат на треть. А к 2010 г. в городе подобных не останется вовсе. Исключением могут стать лишь вновь отстраиваемые микрорайоны. Но и то ненадолго.
Где москвичи покупают продукты (ИНФОГРАФИКА)