Нынешняя цель ясна: создать миллионы рабочих мест, на которых смогут за достойные деньги работать образованные россияне и производить товары, продажа которых позволит не рассчитывать только на реализацию нефти. Это должны быть такие рабочие места, производительность труда на которых будет в
За последние годы иностранные производители показали нам, как можно использовать высокий внутренний спрос для организации производства нужных стране товаров: наладили выпуск качественных молочных и других пищевых продуктов, автомобилей, бытовой техники и т. д. Под мировыми брендами где-нибудь в Сибири (там же в бюджет поступают налоги) делают по современным технологиям холодильники или напитки, успешно конкурирующие с продукцией с Востока. Но инофирмы сняли, так сказать, «сливки» — взялись за те товары, которых очевидно недоставало. Это не значит, что потенциал импортозамещения исчерпан. Но вот его системный анализ по силам провести только государству. Кстати, именно такими задачами, а не отдачей команд бизнесу, и занимаются чиновники в успешных странах.
По примеру тех же европейцев можно «затачивать» своё экологическое законодательство на стимулирование отечественного производства. Скажем, не просто принять закон о запрете ламп накаливания, но так его написать, чтобы выгоднее оказывалось производить и поставлять светодиоды, ведь в этом мы опережаем Китай да и многие другие страны.
Есть резерв и в налаживании глубокой переработки нашего сырья. Вот лес, скажем, можно не только кругляками продавать, но и в виде тумбочек.
Конечно, не будет лишним стимулирование высокотехнологичных отраслей, где Россия имеет свои наработки, — в энергетике, атомном и других секторах машиностроения.
Вообще стоит провести инвентаризацию наших очевидных упущений. Невозможно объяснить, почему в нефтяной державе с хорошими традициями науки химии не производится приличный бензин. И зачем законодатель регулярно откладывает ужесточение требований к качеству топлива, всякий раз оставляя в дураках тех, кто впрямь вложился в модернизацию нефтеперегонки...
С минимальной помощью государства российское село превратило страну в одного из крупнейших мировых экспортёров зерна. Но рекордные урожаи оборачиваются всякий раз кошмаром — вагонов нет, причалов не хватает, элеваторов недостаёт, зерно просто гниёт навалом... Отчего бы не направить миллиарды в явно прибыльное и перспективное дело, ведь продовольствие на земле будет и впредь дорожать? Строительство элеваторов, дорог и причалов тоже даст рабочие места, да и фермерам понадобятся головастые агрономы. Создание инфраструктуры не только может стать частью новой индустриализации, но без неё и о старой-то забыть придётся...