«Большие надежды». Эксперты оценили экономическую программу Владимира Путина

Фото Рейтер

Страну губит «высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий... От колебания цен на основные экспортные товары... Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, — для России непозволительно», — к такому выводу пришёл Владимир Путин в своей новой статье «О наших экономических задачах». Предлагаем выдержки из неё.

   
   

Что нам необходимо развивать

Передовые отрасли — от фармацевтики до космоса

Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелец постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах... Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос.

Госучастие в экономике слишком велико

Считаю возможным до 2016 г. снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу.

Мнение эксперта
Лев Любимов, зам. научного руководите- ля Высшей школы экономики, доктор экономических наук:

— Чтобы начинать инновации в наших университетах, необходимо восстановить их. Они превратились в бизнес-проекты ректоров. Даже МГУ уже не является вузом высшего уровня. Надо менять руководство вузов. В СССР ректоров назначали, а теперь они избирают сами себя. Я бы предложил вернуться к системе назначения.

Миллиарды рублей — университетам и научным центрам

Мы должны иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса... Российские исследовательские университеты должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50% от своего финансирования по разделу «Образование» — как их международные конкуренты. ...Будет в несколько раз — до 25 млрд руб. в 2018 г. — увеличено финансирование государственных научных фондов.

   
   

От сборки чужого — к производству своего

Сегодня уже половина иномарок собрана руками российских рабочих. Большая часть бытовой техники известных фирм производится в России... Для нас важно, чтобы лидеры мирового технологического рынка... стали бы здесь, в России, создавать новые технологии и новые продукты.

Мнение эксперта
Игорь Старыгин, гендиректор россий- ской ассоциации территориальных органов управления автодорогами «РАДОР»:


— 46 тыс. населённых пунктов в России не имеют круглогодичной связи с внешним миром по автодорогам. Большой прорыв — создание региональных дорожных фондов. Уже с 2012 г. в них поступают средства от транспортного налога, акцизов на топливо и др. Это позволит улучшить состояние региональной дорожной сети.

В условиях бездорожья не бывает развития

Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты. В первую очередь — по обеспечению транспортной связанности нашей страны, по обеспечению надёжной связи с регионами Сибири и Дальнего Востока.

Не менее важное направление — местная дорожная сеть...

Где взять капитал?

Системная коррупция распугивает инвесторов

Мы имеем значительный отток капитала из России... За последние несколько лет по инициативе Президента Медведева мы начали целый ряд реформ, направленных на улучшение делового климата. Но заметных сдвигов пока не произошло... Главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства — от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Речь идёт о системной коррупции.

Мнение эксперта
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:


— И премьер, и президент не раз требовали привлекать к уголовной ответственности блюстителей порядка, которые занимаются так называемыми «заказными» делами. К сожалению, подобных случаев практически нет. Более того, людей в погонах, в отношении которых есть подозрения в нарушениях и преступлениях, даже не отстраняют от работы во время проведения в их отношении проверок. Чтобы переломить ситуацию, необходимо начать с замены высокопоставленных кадров, не имеющих возможности или желания бороться с проблемами в подчинённых им ведомствах — полиции, ФСБ, прокуратуре и т. д. Также нужно провести реальную судебную реформу.

Демонтировать обвинительную «связку» госорганов в отношении бизнеса

Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, — это фундаментальная, системная задача... Демонтировать обвинительную «связку» правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды.

«Киты» не должны оттирать мелких игроков

Следует сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая «Газпром», в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе медиахолдинги. Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. «Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса... оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов.

Мнение эксперта
Владислав Корочкин, вице-президент «Опоры России»:


— Предложение вывести все экономические дела из общей юрисдикции в арбитражные суды снизит репрессивную нагрузку на бизнес. В 90-х годах была создана мощная порочная практика возбуждать уголовные дела по любому нарушению. Например, три дня задержки в уплате налогов, отраженные в финансовой отчётности, являлись основанием для уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов. А потом их закрывали (разумеется, небесплатно). Известно, что заказные уголовные дела такого рода часто использовались и для устранения конкурентов по бизнесу.

На чём строить новую стратегию?

Повысить эффективность расходов

Чёткий выбор приоритетов, отказ от всего избыточного. Жёсткий контроль за стоимостью и качеством строительства, ценами при госзакупках. А по сути — ликвидация «откатов» при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях. Мы должны с этим справиться, и это позволит нам сэкономить, по оценкам, как минимум 5%, а возможно, и 10% бюджета — от 1 до 2% ВВП ежегодно.

Госзакупки — под контроль СМИ и общественности

В проекте закона о ФКС предусмотрено обязательное предварительное публичное обсуждение формата госзакупки и стартовой цены. Считаю необходимым, не дожидаясь введения в действие нового закона, применить такую процедуру ко всем крупным закупкам, допустим, превышающим миллиард рублей. Давайте задействуем на пользу обществу частный интерес фирм — потенциальных поставщиков. Пусть они вместе с журналистами, вместе с заинтересованными общественными организациями привыкают обсуждать: современно ли заказываемое техническое решение, кто, какие фирмы могут успешно выполнить такой проект, наконец, за какие минимальные деньги это можно сделать.

Кстати
Структура доходов федерального бюджета в 2012 году по видам доходных источников, в %:

• Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами — 18,3%.

• Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ — 17,3%.

• Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ — 13,6%.

• Доходы от внешнеэкономической деятельности — 40,6%.

• Прочее — 6,7%.

• Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности — 3,5%.

Источник: данные Федерального казначейства.

Повышать налоги для богатых

Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора — это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее — на престижное потребление. Основные решения должны быть приняты уже в этом году... При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса.

Навести порядок с офшорами

Большой резерв — в наведении порядка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придётся конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства.

К каким ориентирам стремиться

Производительность труда можно удвоить

Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 г. увеличиться в полтора раза. При этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое.

Надо обеспечить рост производительности по экономике в 2 раза, а в ключевых секторах — выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов.

Средняя зарплата — 40 тыс. руб.

Средняя заработная плата по экономике вырастет в реальном выражении в 1,6-1,7 раза, почти до 40 тыс. рублей в ценах 2011 г.

Малый бизнес — половина экономики

Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в 2,5 раза к концу 10-летия с нынешних 10,5 до 25%... Это экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест...

Нажмите для увеличения
 

Полный текст статьи Владимира Путина на сайте putin2012.ru.