«Таких как мы называют — „средним классом“, „креативным классом“, „интеллигенцией“, „сердитыми городскими сообществами“». С этих слов начинается манифест одного из общественных движений, появившихся в России на волне протестов в декабре
России нужен креатив
В августе
По мнению авторов «Стратегии», Россия сейчас застряла на некоем промежуточном этапе развития экономики. Благодаря высоким темпам роста вплоть до кризиса
Сегодня лидером по развитию «креативной экономики» считается Великобритания. Там Министерство по культуре, информации и спорту официально составило список «креативных отраслей» и включило в него рекламу, архитектуру, кинематограф, прессу, телевидение и радио, моделирование одежды, дизайн, интерактивные развлекательные программы, музыку, ремёсла, исполнительные искусства, создание программного обеспечения и вычислительных систем. А согласно определению профессора Флориды (на труды которого, кстати, во многом опирались создатели «Стратегии-2020»), «радикальное отличие между креативным и другими классами заключается в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего класса платят, главным образом, за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости».
Именно креативность является движущей силой экономики, уверен Флорида, а значит будущее — за представителями именно «креативного класса». Российские экономисты, в свою очередь, соглашаются с этим мнением американского коллеги и в рамках «Стратегии» настаивают на том, чтобы социальная политика в России была направлена в первую очередь на поддержку «креативных».
Не заманишь квадратными метрами
По мнению отечественных стратегов, одна из главных бед России состоит в том, что наши «креативщики» из страны уезжают. Чтобы этого не происходило, в России необходимо улучшить деловой климат — снять административные барьеры, понизить налоги, победить коррупцию. Также нужно создать условия для повышения конкуренции и минимизировать влияние различных госорганов. И, наконец, «креативному классу» необходимо обеспечить комфортное жильё, качественное здравоохранение и возможность хорошего образования для детей.
Однако Флорида придерживается иного мнения и пишет о том, что креативные люди тянутся в страны и города с соответствующим «креативным климатом». Наблюдая за многолетним развитием различных городов и отдельных предприятий, учёный пришёл к выводу, что экономический рост «происходит там, где преобладают терпимость, открытость и творческая атмосфера — так как именно в таких местах хотят жить творческие люди всех типов». По мнению Флориды, креативные профессионалы «не просто концентрируются там, где требуется рабочая сила. Они живут там, где им нравится, и предпочитают центры творческой активности. ...Успехом пользуются места многомерные и неоднородные — они не обслуживают какую-либо одну промышленность или единственную демографическую группу; их отличает обилие творческих стимулов и креативное взаимодействие».
В целом, у России есть все шансы научиться «использовать глобальные потоки таланта» на благо своей экономики, считает Флорида. «Российские города должны приобрести прочный статус городов мирового класса, чтобы привлекать квалифицированных профессионалов из-за рубежа и удержать местные таланты от соблазна найти себе более подходящий креативный климат».
13 млн революционеров?
«Согласно самым строгим из моих критериев, — пишет Флорида, — в России сейчас около 13 млн. представителей креативного класса, т. е. ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях». Вместе с тем, «с формированием креативного класса связаны глубокие и значительные перемены в наших привычках и методах работы, ценностях и стремлениях, а также в самой структуре нашей повседневной жизни», — констатирует экономист. Если феодальный строй опирался на рабочий класс и его же силами реформировался, то общество новейшего времени будет двигаться вперёд именно силами креативного класса.
По мнению политика Оксаны Дмитриевой, креативный класс уже показал себя в начале
В прошлом декабре представители российских креативщиков снова присоединились к акциям протеста. Многие корреспонденты, присутствовавшие на митингах на Чистопрудном бульваре и Болотной площади, отмечали, что заметную часть митингующих составляли не маргиналы и студенты, пришедшие «отстоять зарплату», а вполне состоявшиеся успешные люди — крупные менеджеры, бизнесмены, те самые «творческие» профессионалы, на которых возлагает надежды профессор Флорида. А спустя несколько дней в блогах Рунета распространилось заявление некоего объединения, которое провозгласило себя обществом представителей «креативного класса».
«Таких как мы называют — „средним классом“, „креативным классом“, „интеллигенцией“, „сердитыми городскими сообществами“. Количество подобных людей в России — деятельных и творческих, желающих видеть долгосрочные и имеющие под собой основания планы на будущее, — растет с каждым днем. Часть из нас участвует в митингах протеста, часть — не участвует. Но и тех, и других определенно не устраивает сложившаяся в России ситуация — социальная, экономическая, политическая. ...Мы за профессиональную власть, которая готова и может решать задачи развития, стоящие перед каждым из нас и перед Россией, мы за ответственное общество, мы хотим, чтобы никто не боялся вести честный и открытый диалог друг с другом». (Орфография и пунктуация оригинала.)
Кстати, в одной из бесед с AIF.RU известный экономист и публицист Михаил Хазин отметил, что грозящий миру экономический и политичский кризис больше всего затронет именно «креативный класс» (или «средний класс»), то есть около 40% населения западных стран, которые в одночасье упадут в нищету. А если это случится, Западу грозит социальная катастрофа и революция.
— Потому что 40% населения — это страшная, разрушительная сила. Они там всё разнесут, — сказал эксперт.