Парадоксально, но на фоне общегосударственного, одобренного с самых высоких трибун стремления к развитию отечественных инноваций сегодня разгорается конфликт вокруг современных технологий, облегчающих таможенные платежи российским экспортно-импортным компаниям. И дело, похоже, вовсе не в косности замшелых таможенных чиновников, чурающихся рогресса. Увы, всё куда прозаичнее. И практичнее. Пожалуй, действия руководства даже могли бы заслужить название рейдерского захвата. Объектом, мягко говоря, недружественных действий со стороны таможни стало ООО «Таможенная платёжная система» (ТПС), разработавшее и внедрившее систему электронных платежей «Зелёный коридор».
Системой «Зелёный коридор» сейчас оснащены 400 таможен в России. Уже сегодня можно констатировать, что препоны со стороны Федеральной таможенной службы (ФТС) не только сорвали все дальнейшие разработки в области облегчения уплаты таможенных сборов для компаний и физлиц, но и усложнили создание Таможенного союза России с рядом стран СНГ. Не говоря уже о том, что неожиданные инициативы высокого таможенного начальства элементарно подставляют правительство России перед рядом транснациональных банков и крупных корпораций, пользующихся системой «Зелёный коридор». Но обо всём по порядку.
Дружба на базе модернизации
До начала ноября 2011 года, судя по документам, ФТС никаких претензий к ООО «Таможенная платёжная система», которое является создателем и координатором электронной таможенной платёжной системы «Зелёный коридор», не имела. Даже наоборот: приказом Андрея Бельянинова, главы ФТС, от марта 2010 года гендиректор ТПС был введён в состав Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России. Кроме того, ООО ТПС стало лауреатом таможенной премии «Таможенный олимп-2010» в конце прошлого года в номинации, как указано в приказе, «Лучшее финансовое учреждение, оказывающее услуги в сфере таможенного дела».
Казалось бы, ничто не предвещало поворота событий к худшему. Система стабильно развивалась. Если в первые месяцы работы, в 2008 году, оборот по картам не превышал 1–2 млрд рублей, то в октябре 2011 года с помощью карт «Зелёный коридор» было уплачено таможенных платежей на общую сумму более 50 млрд рублей. Для представления масштабов: это 20% платежей при импорте и 9% общей суммы всех таможенных платежей. В планах координатора эмиссии, которые теперь разрушены, к концу 2013 года доля рынка, занимаемая ТПС, должна была достигнуть 40–50% общей суммы таможенных платежей (около 200–240 млрд рублей в месяц).
Представителей ООО ТПС в регионах, где они демонстрировали участникам внешнеторговой деятельности и представителям власти действие системы «Зелёный коридор», таможенники встречали как своих коллег. Сейчас отчёты об этих встречах удалены с официального сайта ФТС, но громадный перечень заголовков вполне способен дать представление о масштабах деятельности координатора эмиссии электронных платёжных таможенных карт «Зелёный коридор» ООО ТПС.
Вам письмо с таможни
Однако в начале ноября ТПС получила неожиданное письмо из ФТС, разрушившее идиллию отношений компании с таможней. ФТС в нарушение закона и всех ранее заключённых договоров извещала о приостановлении приёма платежей по картам «Зелёный коридор» с 8 ноября. Основанием для этого ФТС назвала «перенос в новый Центр обработки данных серверного оборудования, обслуживающего информационное взаимодействие с ООО «Таможенная платёжная система», и временное отключение соответствующего оборудования».
Неофициально специалисты ТПС узнали, что сотрудникам таможни «запрещено принимать платежи от «Зелёного коридора» руководством ФТС России» под угрозой увольнения. Начальники некоторых постов устно сообщили специалистам «Зелёного коридора», что накануне им звонили сотрудники центрального аппарата ФТС и требовали прекратить приём карт.
Кстати, таможенники перестали принимать оплату «по карточкам» уже 7 ноября. Словно они – карточки – почему-то в одночасье стали нелегитимными. Будь даже у тебя на руках чек, полученный при оплате пошлины через электронный терминал, на ряде таможенных постов такого плательщика просто заворачивали. На других постах терминалы банально отключили, а на отдельных – и вовсе без затей – убрали и спрятали (вопрос о том, что терминалы являются материальным имуществом компании ТПС, этих таможенников, видимо, не волновал нисколько).
Кульминацией такого «наезда» стало отключение сотрудниками центрального аппарата ФТС сервера, который (по официальному соглашению) был установлен в здании Федеральной службы и предназначен для передачи в режиме реального времени информационных уведомлений об оплате таможенных платежей с использованием карт. Он, кстати, принадлежит компании. Это, в свою очередь, повлекло за собой несвоевременный выпуск с таможен уже оплаченных грузов либо полный отказ в их выпуске.
В итоге таможня элементарно парализовала эффективно работавшую систему электронных платежей. Причём пострадал не только оператор – ТПС (чьи права были просто грубейшим образом нарушены), но и банки, занимавшиеся оформлением экспорта-импорта и являющиеся эмитентами карт. То есть в результате самоуправства таможенников было ущемлено и право банкиров на уплату таможенных платежей.
Названная ФТС официальная причина вызывает серьёзные сомнения. Обычно при переносе оборудования подобные действия – нарушение всей отлаженной системы – не предпринимаются. С момента отключения серверов прошла неделя, система отключена, грузы её эмитентов не выходят с таможен.
Словом, очень слабо верится, что все проблемы – от коряво выполненного переезда сервера. XXI век на дворе, и в придурковатых прапорщиков из советских анекдотов тоже не верится вовсе. Ещё и потому, что организация этого якобы «переезда» противоречит не только федеральным законам, но и собственным внутренним распоряжениям ФТС. Что-то многовато инициативы для банального головотяпства...
Жадность в зелёных погонах
По слухам, причина проста и, к сожалению, ординарна для современной российской экономики: на систему «Зелёный коридор» положил глаз сам руководитель ведомства – Андрей Бельянинов.
Подобная версия не выглядит совсем фантастично. Особенно учитывая, что осуществлено всё намеренно грубо, с многочисленными нарушениями закона, а также силами сотрудников центрального аппарата ФТС. Поэтому вполне можно предположить, что за этой попыткой рейдерского захвата ТПС действительно стоит кто-то из высокопоставленных руководителей ведомства. Как известно, сотрудники ФТС и гораздо более низкого ранга постоянно становятся героями скандалов, связанных с коррупцией. Может ли при таком положении вещей руководство ведомства представлять собой аскетический орден «рыцарей в белых одеждах»? Вопрос, увы, скорее риторический.
Идею ЕврАзЭС топят на местах
Что представляет собой предмет раздора – таможенная платёжная система (ТПС) «Зелёный коридор»? Это система электронных платежей, позволяющая осуществлять уплату таможенных пошлин за пересекающие границу товары, в том числе с использованием банковских карт. Приказом ФТС от 21 июля 2008 года в качестве координатора эмиссии таможенных карт определено ООО «Таможенная платёжная система».
Кстати, речь идёт не только о стремлении таможенных чиновников задешево выкупить поистине «золотую» технологию. У ТПС есть и физические активы: собственный процессинговый центр в Москве, а также специализированные терминалы, которыми оснащены более чем 400 таможенных постов по стране.
«Зелёный коридор» сформировал и собственную клиентскую базу за годы работы: сейчас в ТПС вступили уже 130 банков, в том числе транснациональные Ситибанк, ИНГ Банк, HSBC, Райффайзенбанк, RBS, Нордеа Банк, Банк Токио-Мицубиси. Из отечественных банков в ТПС состоят такие гиганты, как ВТБ, Промсвязьбанк, «Возрождение», «УРАЛСИБ».
Все эти банки, в свою очередь, эмитировали карты для более чем 2500 компаний, ведущих внешнеторговую деятельность. Среди них – многие лидеры российского рынка, например «Аэрофлот», РСК «МиГ», «Билайн», «ИНТЕР РАО Сервис». А также около 300 транснациональных корпораций, к примеру Samsung, Hyundai, LG, DHL, Pepsi, Philips, Heineken, BMW, Adidas, Coca-Cola, Mars.
Причём разработчики «Зелёного коридора» на достигнутом не остановились. До самого конфликта разрабатывались новые способы модернизации системы. Так, на Московском таможенном терминале проходил испытания специальный платёжный шлюз, который позволяет через Интернет совместить возможности системы электронного декларирования и удалённого использования банковских карт. Если бы эта технология была запущена повсеместно, компаниям вообще не пришлось бы присылать сотрудников на таможенный пост для уплаты платежей.
Также недавно была разработана и начала внедряться простая и прозрачная система уплаты таможенных платежей для обычных людей, пересекающих границы. Речь идёт о внесении налички через терминалы самообслуживания на таможенных постах. Эта, без преувеличения, прорывная технология позволила бы и рядовым гражданам забыть навсегда кошмар пересечения таможенного поста с его очередями, сутолокой, давкой, мятыми и неразборчивыми листами деклараций, с бесплодными и нервными часами ожидания. Теперь на всех этих проектах, меняющих облик российской таможни, можно смело ставить крест.
А ещё можно посочувствовать нынешнему премьеру. Потому что в глазах властей сопредельных государств, видевших усилия Владимира Путина по созданию Таможенного союза, а ещё раньше – ЕврАзЭС, нынешняя ситуация на российской таможне никак не укрепляет уверенность в желании России двигаться к единому таможенному пространству. А ещё возникает справедливый вопрос: существует ли на самом деле в России пресловутая властная «вертикаль», если сотрудники одной из подчинённых служб преспокойно подставляют шефа правительства? Более практического свойства вопросы тоже неминуемо возникнут (если уже не возникли) и у руководства ряда крупных банков и международных корпораций, которые в ежедневном режиме пользовались этой таможенной платёжной системой. Очевидно, что на ближайших международных встречах первым лицам как-то придётся объяснять аппетиты российских таможенников.
Фёдор Ломтев, «Наша версия»
Смотрите также:
- Таможня дала добро быстрому оформлению документов на автогрузы →
- Генпрокуратура внесла представление руководителю ФТС →
- Таможни внутри страны перенесут на границу →