Бразильское экономическое чудо. Сможет ли Россия его повторить?

О них «АиФ» рассказал Вадим Теперман, руководитель Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН.

   
   

Без поворотов

«АиФ»: — Говорят, Бразилия и Россия очень похожи по ряду экономических показателей. Между тем бразильцы одними из первых вышли из кризиса, а мы до сих пор в чувство не придём. Почему?

В.Т.: — Наши страны действительно похожи. РФ превосходит Бразилию по размеру территории, но последняя впереди по численности населения — 192 млн на середину 2011 г. По запасам сырья обе страны также входят в число лидеров. Правда, по нефти Бразилия отстаёт, зато по железной руде — на первом месте в мире. У них, как и у нас, — огромные запасы пресной воды: в РФ — реки Сибири, в Бразилии — Амазонка.

В 2009 г. ВВП Бразилии упал на 0,6% в год, но уже в 2010 г. был зарегистрирован максимальный с 1985 г. прирост экономики. У этих успехов есть несколько причин. Во-первых, с середины 1990-х страна последовательно реализует стратегию развития. Смена правительства в 2003 г. не привела к резким поворотам, как это было в России в 1990-х и в 2000-х годах. Произошла лишь настройка курса. Во-вторых, бразильцам удалось найти если не оптимальное, то более равновесное, чем в России, сочетание роли государства и рынка в социально-экономическом развитии. У нас же в 1990-х уповали почти исключительно на рынок, затем чересчур выросла роль государства.

Машинобум

«АиФ»: — На какие отрасли Бразилия сделала ставку?

В.Т.: — От преимущественно сырьевой ориентации экономики (одной из главных российских проблем. — Ред.) Бразилия избавилась уже к середине 1980-х гг.

Сегодня 30% стоимости экспорта приходится на готовые изделия, 45% — на сырьё, остальное — на полуфабрикаты (чёрные и цветные металлы, целлюлозу). Одним из локомотивов промышленности стало машиностроение, включая высокотехнологичное. Производство автомобилей за 2000-2010 гг. выросло с 1,7 до 3,6 млн, их экспорт с учётом комплектующих и запчастей достиг 7,8 млрд долл. Бразильская авиастроительная компания «Эмбраер» с 2007 г. — третья в мире после «Боинга» и «Аэробуса». В 2010 г. она выпустила 246 самолётов (в России за этот же период построили 7 лайнеров. — Ред.) и заработала на продаже авиатехники за рубеж 4 млрд долл.

   
   

Бразилия — один из лидеров в производстве биотоплива и третий в мире экспортёр сельхозпродукции. Что помогло достичь таких успехов? Во-первых, мощная структура — государственный банк развития BNDES. Если принято решение развивать какую-то отрасль, через него туда немедленно направляются огромные инвестиции. Во-вторых, гибкая налоговая политика. Так, в кризис налог на промтовары (что-то вроде НДС) был снижен в два раза, а на самые популярные марки авто вообще отменён. Благодаря этому производство автомобилей упало в Бразилии всего на 1%. Для малого бизнеса создана система поддержки: на семинарах предпринимателей учат, как решать ту или иную проблему (например, как выходить со своим товаром на внешний рынок).

«АиФ»: — При всех этих успехах Бразилию постоянно включают в список стран с зашкаливающим уровнем бедности населения...

В.Т.: — Да, проблема бедности в Бразилии сохраняется, но с середины 2000-х количество бедняков там сократилось почти на 30 млн человек. В том числе благодаря программе «Семейный кошелёк». Её действие распространяется на всех жителей, имеющих доход ниже половины минимальной зарплаты (4,4 тыс. руб. в переводе на российские деньги. — Ред.). Через банк они ежемесячно получают прямую денежную поддержку для оплаты газа, образования, медуслуг. В 2010 г. такую помощь получили 16,8 млн человек. Ещё одна проблема, которую в Бразилии решают успешнее, чем в России, — коррупция. Там приняты и работают антикоррупционные законы. Так, чиновникам и их близким родственникам запрещено заниматься бизнесом. Только за 2011 г. по подозрению в коррупции были уволены несколько министров.

Смотрите также: