Страна под ПИН-кодом: Россия может полностью перейти на банковские карточки к 2015 году

Только снимаем

Таким образом общественная организация «Старшее поколение» призывает отказаться от «морально устаревшего способа обслуживания в банках». Сбербанк запустил проект по обмену сберкнижек пенсионеров на пластиковые карты по всей стране. По словам Александра Торбахова, зампреда правления банка, «пенсионеры положительно воспринимают нововведение. Доля отказов по итогам пробного проекта зимой и весной в пяти городах составила всего 2%».

   
   

Летом Герман Греф предложил перевести на безнал не только пенсионные, но и социальные, и зарплатные выплаты. По мнению президента Сбербанка, высокая доля наличных в денежном обороте страны ограничивает экономический рост, способствует развитию теневой экономики и требует слишком больших затрат на хранение и транспортировку.

Оборот наличной денежной массы в идеале должен составлять наименьший процент от ВВП. В России на данный момент - 11,9%, в то время как в большинстве других стран - в 2-3 раза меньше.

По данным MForum Analytics, в 2010 г. совокупный оборот платёжных операций с использованием пластиковых карт в России составил 12,41 трлн руб. Из них непосредственно в торговле - всего 1,35 трлн руб. Получается, что большинство из нас снимает наличные с банковских карт для того, чтобы вновь пустить их в оборот.

В большинстве торговых точек столицы оплатить покупки банковской картой не проблема. А вот для жителей провинций переход на безналичный расчёт может стать затруднительным. Установка банкоматов потребует дополнительных затрат из местных бюджетов. Не говоря уже о сельских магазинах, в лучшем случае оборудованных кассовыми аппаратами, и банальном недоверии народа к виртуальным деньгам.

«Не верю!»

«Исторически сложилось, что мы больше доверяем наличным, - рассказал «АиФ» Тима Мурсалиев, аспирант факультета психологии ИСО РАО. - Изначально вещи, заменяющие деньги, а позднее и монеты постоянно находились в руках у людей. Держа при себе реальные деньги, мы чувствуем себя увереннее. Во-первых, так гораздо удобнее рассчитать свои расходы. Во-вторых, многие боятся техники: комиссионного сбора и возможных ошибок при пополнении счёта или оплате покупок. В-третьих, во время «кризиса недоверия» 2008-2009 гг. авторитет банков был подорван, граждане стали сомневаться в реальности цифровых денег».

   
   

Вот как комментирует ситуацию Валентина Кузнецова, доцент факультета государственного управления МГУ им. Ломоносова: «Герман Греф давно пытается реализовать данную идею. Но кто будет финансировать создание инфраструктуры? Бюджет на эти цели денег не выделяет (речь идёт о десятках миллиардов долларов!), а частные банки не горят желанием инвестировать огромные средства на длительный срок. Проблема и в том, что городское население не готово полностью перейти на банковские карты, а сельское просто не имеет доступа к необходимой технике. В ряде регионов до ближайшего отделения банка надо проехать более 200 км, а банкоматов нет. Ну и наконец, у нас очень распространено мошенничество с картами. По данным платёжных систем (VISA и Master), по этому показателю мы приближаемся к 15%». Только в первой половине 2011 г. в РФ мошенники похитили с банковских карт больше 1 млрд рублей.

Смотрите также: