У России тоже был такой шанс — но мы ничего не сделали...
— Все помнят, с чего в 2008 г. начался экономический кризис. Сначала в США резко упали цены на квартиры: людям стало нечем платить за ипотеку. Вскоре лопнул банк «Леман Бразерс», обвалились рынки. Рухнули цены на нефть. В январе
Банкир Сяо Лу из Шанхая уверен в своих прогнозах. Объясняя, что банкам грозит новое разорение, доллар рассыплется прахом, а нефть уравняется по стоимости с грязной водой, он со свойственной китайцам экспансивностью достаёт бензиновую зажигалку и бросает её в салат. Весь мир трясёт, как в лихорадке, но в Китае довольно радостно отнеслись к долговому кризису в Греции и Италии, падению фондовых рынков в США и снижению кредитного рейтинга Америки. В отличие от России или США китайские бизнесмены считают кризис крайне выгодным делом. И для этого есть множество причин.
Причина № 1 — «Слишком много «Шанели»
В 2008 г. Китай пережил шок: Запад стал меньше покупать кроссовок, электроники и прочих штампованных радостей. Это грозило массовой безработицей, но правительство нашло выход. В Китае живёт 1 млрд 300 млн человек — зачем вывозить товар за границу, если тут покупателей намного больше? Успех превзошёл ожидания. Мода на покупку авто сделала КНР крупнейшим авторынком, а продажи телевизоров подскочили на 20 (!) процентов. Однако потребительский бум оказался для Китая ловушкой. В Шэньчжэне я видел драку у бутика «Шанель» — одна из покупательниц вздумала пролезть без очереди. За «айфоном 4» (по 700 долларов США) в магазинах настоящая давка. В Китае вошли во вкус и стали покупать больше вещей с Запада — валюта утекает, а не притекает. Только в этом году импорт вырос на 38,7 (!) процента: потребление растёт сумасшедшими темпами. Новый кризис всё вернёт на круги своя: Китай планирует создать свои популярные бренды, чтобы его граждане забыли про вражескую «Шанель».
Причина № 2 — «Купим ещё пивка»
Кризис-2008 стал золотым веком для КНР. Известные фирмы разорялись, а китайцы, используя валютные резервы, скупали подешевевшие бренды.
— После краха остаётся лишь три варианта, — сказал австрийский бизнесмен Фридрих Меершольц. — Идти на биржу труда, повеситься и лечь в постель с китайским драконом. Лично я предпочитаю дракона.
Под управление Китая перешли автомобильный концерн «Вольво», завод по производству сигарет в Чехии, фабрика лекарств в Голландии, производство компьютеров в Германии. Это уж не говоря про недвижимость — китайцы вкладывают деньги в квартиры в США, Канаде, Испании. «Экспансия дракона» привела к тому, что скоро в руках Китая окажется весь мало-мальски значимый бизнес. Но это ещё не всё. По слухам, КНР проявляет интерес к «динозаврам» — фирме «Эппл» (да-да, той самой, выпускающей айфоны), пивному королю «Хайнекен» и... американской телекомпании CNN. Масштаб новой волны кризиса трудно оценить, но если она войдёт в полную силу, то понизит стоимость крутых компаний. Это поможет Китаю сэкономить миллиарды.
Причина № 3 — «Чего нефть-то дорогая?»
С ресурсами, прямо скажем, Китаю не повезло. Ему приходится покупать и газ, и электричество, и нефть, чтобы осветить и обогреть сотни миллионов людей. Цена «чёрного золота» зашкаливает и отнимает у перенаселённой страны кучу денег — притом что цены на бензин регулирует власть, и такси в КНР весьма дешёвые — 8 рублей километр. Но если бы нефть вернулась к уровню лета 2008 г. ($150 за баррель), Китай бы очень здорово тряхануло. После начала заварушки в Ливии нефть дорожала ежедневно, и в июне сразу в десятке китайских газет (подозрительно единогласно) появилось мнение: «Идеальная цена нефти для КНР — 35 долларов». Иначе, доказывали авторы статей, экономика Китая расползётся, как мыло. Не прошло и месяца — нефть стремительно подешевела, а финансовые аналитики, с грустью глядя на обрушение бирж в США и Европе, называют рубеж падения — 35 долл.! Не слишком ли много совпадений?
Причина № 4 — «Убить доллар»
6 августа китайское агентство Синьхуа объявило: «Миру нужна другая резервная валюта, чтобы заменить доллар». В предыдущем номере «АиФ» сообщал, какая это будет валюта, — красные бумажки с портретом Мао Цзэдуна. Не прошло и недели, как наш прогноз начал сбываться. В последние три года Китай проводит особую политику, делая юань популярным во всём мире. В Ираке, Пакистане, Сирии за бесценок закупают джипы «Великая Стена», кои раньше считались убогой рухлядью. Но дело не в них. И эти страны, и Латинская Америка (приобретая в КНР автобусы) расплачиваются не долларами, а юанями — таково требование Народного банка Китая. Таким образом, мир постепенно приучили к тому, что юань — не фантик, а полновесные деньги. Кризис — отличное время, чтобы КНР «сжевал» американскую валюту и продвинул взамен свою.
— Страны, живущие в роскоши, кризис разорил, а Китай он сделал сверхдержавой! — констатирует экономист Роберт Гурински из Гонконга. — В 2020 г. КНР станет первой экономикой мира, «опустив» США, юань будет мировой валютой, а крупнейшие концерны окажутся под властью китайцев. Странно, что во время кризиса русские не пустили в ход свои золотые резервы.
...Мне это тоже странно. Мы сделали лишь одну попытку — купить «Опель» в Германии, а после отказа оставили это дело. Китайцы поступают проще: их в дверь, они в окно — благодаря чему Китай с начала кризиса скупил уже полмира. Доллары США лежат в наших резервах мёртвым грузом, хотя уже ясно — пока они не превратились в пустые бумажки, пора их вкладывать. В том числе и в развитие своей страны. Как это делают китайцы...
Смотрите также:
- Тень дракона. Что обещает России грядущее сближение с Китаем? →
- Шутки кончились. Китайцы не захватят мир — они его купят →
- Китай стал в кризис ещё сильнее. А что мешает нам? →