Загвоздка инноваций. «Зачем мне нано-штаны, если зарплаты не хватает на стиральную машину?»

Со всех углов можно услышать про инновации, про то, что наша экономика должна развиваться по инновационной модели; президент Дмитрий Медведев неустанно повторяет о том, что инновационный путь развития просто необходим нашей стране. И, насколько эффективен этот будет путь, зависит от того, что же подразумевается под этим поднадоевшим уже словом.

   
   

И пришёл iPad

Итак, инновационная экономика, как это часто бывает и бывало, придумана не у нас. Первыми к необходимости подобных идей пришли на Западе, и мне, если честно, вполне понятно, почему там, за бугром, так решили.

Наиболее развитые западные страны, чей ВВП на душу населения составлял более 40 тыс. долларов, оказались в тупике. Возможности производить товары упирались в способность людей эти товары потреблять. Например, средний класс полностью обновляет свой гардероб раз в 2 года, и чаще уже не получается; а для индустрии по производству одежды это тупик — расти некуда. То же самое и по сотовым телефонам и прочим товарам. Почти все отрасли экономики и их продукция не могут расти вширь внутри этих стран, так как там весь рынок сбыта освоен. Если экономика не может предложить ничего нового, то и не будет её роста; старая модель без инноваций не могла предложить населению новый выбор товаров и услуг, которые смогли бы — как, например, компьютеры в 90-е, — значительно увеличить объёмы потребления. Всё развитие электроники, автомобилестроения и прочих отраслей улучшало качество товаров, их функциональные характеристики, дизайн и т. п., но при этом не было увеличения в объёме продаж, поскольку в каждом домохозяйстве уже было и авто, и компьютер.

Поэтому-то развитые страны и выбрали вектор инноваций — для того чтобы создавались принципиально новые товары и услуги, внедрение и развитие которых обеспечило бы приемлемые условия для роста экономики. Для запада аспект инноваций является своевременным и актуальным. Самым ярким примером в линейке инновационных товаров за последние годы можно назвать iPad. Это принципиально новый тип товара, который не занимает место ни ноутбуков, ни сотовых телефонов; люди так же будут покупать уже существующие гаджеты, но при этом будут покупать и iPad — что создает совершенно новый рынок сбыта, который можно развивать и осваивать и за счет которого можно в действительности увеличить объёмы экономики.

Что же Россия? Наши финансовые власти увидели, что на Западе, мол, развивают инновации, и решили сделать так же, дабы не отстать. Но так ли это актуально для нас?

Простой расчёт

Как я уже сказал, на Западе суть инновационной модели экономики не в повышении конкурентоспособности своего производства, а в том, чтобы развить спрос. У нас сейчас такой проблемы нет: наш рынок сбыта — это огромное непаханое поле, которое предстоит еще осваивать не одно десятилетие. Для нас главное — не спрос, а предложение, нам нужно делать свою экономику и товары конкурентоспособными, а это вопрос не инноваций, а пресловутой модернизации.

   
   

Развитие совокупного спроса, по моему мнению, условно можно разделить на несколько фаз в зависимости от состояния потребителя.

Первая фаза: ВВП на душу — менее 3000 долларов в год, то есть население в основном потребляет продукты натурального хозяйства. Причина проста: при наличии такого дохода вы, как потребитель, будете тратить средства и усилия на товары первой необходимости (еда, одежда) и не будете даже мечтать о других покупках. К примеру, никому и в голову не придет ехать в бедную африканскую страну и массово пытаться продавать там те же iPad-ы.

Далее наступает вторая фаза, при которой ВВП свыше 3 и менее 20 тыс. долларов на человека. Это товарная экономика. Удовлетворены потребности в пропитании, у человека появляются излишки средств, и он начинает тратить их на покупку промышленных товаров — хорошеё одежды, мебели, бытовой техники, автомобилей и т.п. Это ситуация, характерная для большинства стран в мире; производителям есть куда развиваться, так как спрос не удовлетворен по всем сегментам и для всего населения.

Третья фаза. Доходы экономики превышают 20 000 долларов в год на человека; потребности в товарах заканчиваются, у потребителей есть жилье, еда, одежда, автомобиль, домашняя утварь и т.п., поэтому излишки доходов будут идти на оплату услуг. Люди, которые находятся в третьей фазе потребления, являются представителями «среднего класса»; они чаще ездят на курорты, ходят в рестораны, кино и т.п.

Ну и, наконец, четвёртая фаза наступает, когда ВВП на душу населения становится больше 40 000 долларов в год. У потребителя есть все необходимые ему товары, он регулярно ездит на курорты, ходит в ресторан и пользуется другими благами, созданными человечеством. Для дальнейшего роста экономики по спросу нужно что-то еще — чтобы продвинутся выше. Поэтому-то и возникает необходимость инноваций.

Конечно, приведённые выше цифры взяты условно и касаются именно средних значений по стране. Конечно, потратить, скажем, миллион долларов — не такая уж проблема для отдельного индивидуума. Но в целом, когда речь идет о сотнях тысяч и миллионов людей, данная схема остаётся актуальной.

Останемся без нано-штанов

Наша страна находится на 2-й фазе потребления, с ВВП чуть больше 10 тыс. долларов на человека. Нашим людям в первую очередь нужны обычные товары и услуги, а не инновационные технологии. И поэтому нам нужно заниматься стандартным развитием экономики с модернизацией производства. Наращивать доходы населения и удовлетворять их потребности. Общество, где у человека есть дорогой коммуникатор, а впоследствии будут нано-штаны, но при этом нет банальной стиральной машины, нельзя назвать здоровым. Развитие должно быть поступательным. Конечно же, инновации нужны, но инновационный вектор не должен мешать простой модернизации. Зачем требовать, например, от РЖД инновации? Им бы просто повысить качество дорог, построить новые, обновить вагонный парк. Если же в РЖД будут думать об инновациях, это отвлечет усилия от модернизации. И, как итог, развитие будет, наоборот, более медленным. Тем более, что у многих просто нет понимания сути инновационного пути развития, и от этого в головах начинается кавардак и подмена понятий.

Нам надо думать о своем развитии, о своих насущных проблемах, а не копировать то, что делается на западе. Идти по лестнице развития надо нормально — то есть наступая на каждую ступеньку, а не пытаясь с первой ступеньки сразу прыгнуть на четвертую. Это сделать, конечно, можно, но тогда в обществе и экономике опять не будет баланса, и это опять же станет очередной неизлечимой болячкой.

* Михаил Фёдоров — аналитик ИК «РИК-Финанс».

Смотрите также: