«Выполнить обещания Путина поможет либо рост цен, либо новая идеология власти»

Выступая перед депутатами ГД, глава правительства Владимир Путин заявил, что через 10 лет Россия должна войти в 5-ку крупнейших экономик мира. По объёму ВВП на душу населения мы обгоним Францию и Италию, и, чтобы достичь этих целей, правительство намерено проводить политику постепенный структурных изменений и «вложений в человека».

   
   

На чём основаны такие оптимистичные прогнозы и суждено ли им сбыться? Какие изменения требуются для этого отечественной экономике? Об этом рассуждает наш эксперт.

Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»:

— Чтобы оценить реальность прогнозов Владимира Владимировича, важно понимать, какая методика расчетов предполагается. Скорее всего, речь идет о расчете ВВП по паритету покупательной способности (ППП). В 2010 г. ВВП РФ, рассчитанный по паритету покупательной способности составлял, по данным Всемирного Банка, $2,23 трлн., Россия находилась на 6 месте в мире по этому показателю. У Германии — страны, занимающей 5-е место, — он составлял $2,96 трлн. Чтобы Россия смогла перегнать эту страну по объему ВВП, темпы его годового роста должны быть в 2 раза выше германских в ближайшие 10 лет. Что, в принципе, не исключено даже при небольших изменениях в экономике РФ.

Причиной нашего относительного успеха может стать монетизация долга, который в ЕС составляет 400% ВВП; потому что монетизация долга ведёт к сокращению продукции финансовых секторов и сферы услуг, а они сейчас и определяют динамику Валового Продукта развитых стран. В то же время, доля в ВВП реального сектора, добычи и переработки растет, а эти сектора развиты у нас.

Однако, даже перегнав Германию, Россия должна не отстать от Бразилии, идущей по этому показателю на 7-м месте. Если ВВП Бразилии будет расти даже на 1/6 в год быстрее, чем ВВП РФ, Россия не поднимется в списке стран по объему Валового Продукта выше своего текущего 6-го места.

Поэтому говорить надо о качественном изменении экономики, то есть о повышении производительности труда. С 2003 по 2007 годы производительность труда в России росла каждый год на 6,8%, но только за один 2008 год темпы роста снизились с 7,5% до 4,8%. В 2009 г. производительность труда сократилась на 4,5%. В 2010 году рост производительности труда составил 3,1%.

   
   

Но. Данные производительности труда в случае России очень сильно искажают реальную картину экономики. Этот показатель в РФ «привязан» к ценам на нефть, с оценкой реальной эффективности производства он имеет мало общего.

Тем не менее производительность надо повышать, а для этого необходимы финансовые средства. А где их взять при низкой производительности труда? Можно поднять цены, что все в общем-то и делают. Как следствие мы наблюдаем повышение цен поставщиков, посредников, тарифов монополий. Круг замыкается — и реальный доход предприятий на единицу произведенной продукции не увеличивается или даже стагнирует под влиянием стабильно высокой инфляции. Дополнительных ресурсов предприятие не получает, а нет ресурсов — нет и модернизации.

Тут ещё характерной является зависимость рентабельности российских компаний и цен на сырьё. Без ускорения прироста цен на сырье рентабельность экономики РФ не растет, зато при спаде — активно снижается. Доля убыточных предприятий незначительно снизилась по сравнению с кризисными 90-ми и также определяется динамикой прибыли крупнейших сырьевых монополистов, то есть динамикой цен на сырье.

Есть второй вариант, где добыть денег: взять кредит. Это тоже делают все. В результате, по оценкам Ассоциации региональных банков (АРБ), на конец 2009 г. показатель долга к ликвидным активам предприятий автопрома, АПК, пищепрома, строительства, добычи полезных ископаемых (кроме энергоресурсов) и машиностроения составлял приблизительно 200%, 850%, 300%, 450%, 230% и 450% соответственно. При этом, по оценкам рыночных специалистов и крупнейших рейтинговых агентств, доля проблемных кредитов российских банков составляет 20-40%. Поскольку качество заемщиков не меняется само по себе, с точки зрения долгосрочной перспективы кредитование реальному сектору могут обеспечить только госгарантии. Что, собственно и делается, и приводит к снижению ставок российских банков, уходу с рынка иностранных кредиторов, которые оценивают риски выше. Но проблема даже не в кредитах — хотя и они создают рост рисков уже государственных финансов в долгосрочном периоде, — проблема в рентабельности и спросе. Например, даже субсидированные ставки в 5% годовых по кредитам АПК высоки для отрасли, рентабельность которой, по оценкам Росстата, составляет 3-7%, а зависимость выручки от погодных условий, по оценкам участников рынка, — 70%. Без субсидий банки кредитуют отрасль под 10-15% годовых в среднем.

С учетом данных структурных проблем, экономике России необходима прямая поддержка со стороны государственных инвестиций или инвестиций извне. Сейчас делается ставка на привлечение внешних инвесторов, но пока, как показывает практика, они идут в реальный сектор РФ лишь при наличии значительного присутствия государственных вложений в те или иные отрасли. Проблема изменения идеологии российской экономической власти, проблема того, каким образом необходимо усиливать бюджет, как базу для экономической модернизации в ближайшие годы, возможно, проявит свою актуальность.

Читайте также