Москва «собянинская»: больше парковок, меньше жилья

   
   

Начав с малого — с уличных палаток и ларьков у метро, — Сергей Собянин наконец добрался до торговых центров и прочих крупных девелоперских проектов. Отныне строительство коммерческой и другой недвижимости в центре столицы запрещено, а за пределами Центрального административного округа возведение жилья будет строго ограничены.

— Возможность экстенсивного строительства в Москве исчерпана, — заявил Собянин на итоговой коллегии столичного стройкомплекса. В связи с этим в ближайшие годы город будет делать акцент на развитии инфраструктуры и озеленении, а не на расширении жилищного фонда и торговых площадей.

Хватит торговаться

Как отметил Сергей Собянин в ходе выступления на коллегии, в Москве плотность застройки в разы выше, чем во многих европейских столицах и мегаполисах. При этом эффективность использования площадей довольно низка. Взять хотя бы долгострои и «застывшие» проекты, которые девелоперы заморозили с началом кризиса.

— В течение трех лет мы должны закончить большинство строек в центре, — отрезал Сергей Собянин, и добавил, что новое строительство в пределах ЦАО будет и вовсе запрещено. К тому же, уже строящиеся объекты, скорее всего, будут перепрофилированы, и вместо запланированных торговых центров в Москве появятся гостиницы, апартаменты и жильё.

Одной из первых жертв такого категоричного подхода уже стал масштабный проект подземного торгово-развлекательного центра на Тверской. Ещё в прошлом году столичные чиновники решили, что вместо 46 тысяч квадратных метров ТЦ будет занимать лишь 20 тыс., при этом его парковка должны бать расширена в 2 раза и вмещать не 500, а 1000 машиномест.

Кстати, парковки стали отдельной и одной из важнейших статей в плане по развитию города на ближайшие 5 лет. Во-первых, это связано с намерением существенно расширить транспортную сеть (в столице появится около 300 км новых дорог), а во-вторых, является обязательным условием для эффективной борьбы с пробками, которой Собянин занялся с самого начала работы на посту мэра Москвы. В итоге, в столице должны построить более 2 миллионов машиномест. Кроме того, в ту же пятилетку город планирует проложить 75 км линий метро; а инвесторов, в свою очередь, будут мотивировать к строительству дорожно-транспортной и коммунальной инфраструктуры, транспортно-пересадочных узлов, автовокзалов, а также к созданию парков и прочему благоустройству города.

   
   

Дорожать не будет

Чтобы найти место для осуществления всего задуманного, администрация города намерена «распродать» инвесторам около 27 тыс. га промзон, 6,8 тыс. из которых планируется подготовить уже к 2011 году. Таким образом, по выражению главного заместителя мэра по строительству Марата Хуснуллина, в Москве будет проведено «разуплотнение территорий». Помимо этого чиновник обмолвился о «плотном взаимодействии с Московской областью» — как передаёт РБК, уже в июне должно быть подготовлено соглашение об изменении границ между столицей и Подмосковьем.

Освободившиеся квадратные метры будут «раздавать» крайне бережливо. Как заявил Собянин, в Москве нужно сбалансировать строительную активность, то есть даже жилые дома теперь будут возводить «в ограниченных районах», а не целыми микрорайонами. По мнению мэра, объёмы жилищного строительства должны сохраниться на уровне 2010-го года, когда в столице появилось 1,771 млн кв. м жилья, то есть по сравнению с докризисным периодом темпы сократятся более чем в 2 раза.

Естественно, подобные прогнозы тут же заставили риэлторов заговорить о грядущем дефиците и, соответственно, росте цен. Однако, как считают аналитики центра «Индикаторы рынка недвижимости», подобные разговоры — лишь способ создать искусственный ажиотаж и возобновить спрос на рынке жилья.

Дело в том, что в Москве уже много лет сохраняется приблизительно одинаковые темпы ввода жилья на продажу — на уровне 1,2 — 1,3 миллиона квадратных метров. В докризисный период общие объёмы строительства действительно были в 2,5-3 раза больше нынешних, однако тогда бОльшая часть возводимых жилметров были «социальными», и именно их объём серьёзно сократился. Соответственно, это никак не повлияло на формирование цены, и в итоге фактическое количество квартир на продажу осталось примерно докризисным, констатирует ИРН. Если такие объёмы ввода жилья сохранятся, единственным толчком для роста цен, считают специалисты, может быть вброс денег на рынок, то есть инвестиционные покупки или спекуляции.

«Объемы строительства и предложения в Москве всегда будут ограниченными. Но при этом в столице сохраняется еще немало территорий, кварталов и ветхого жилья, нуждающихся в реконструкции и новом строительстве. В генплане Москвы до 2025 года уже учтены территории для строительства около 70 миллионов метров жилья, то есть порядка 5 миллионов в год. И пусть этот генплан, скорее всего, пересмотрят в сторону уменьшения объемов строительства в пользу дорог, паркингов и социальных объектов, можно предположить, что хотя бы половина объема жилья останется», — сказано в аналитическом отчёте экспертов.

Смотрите также: