Георгий Бовт: Кто наживается на людских страхах?

   
   

Георгий Бовт, политолог:

Жить всегда было опасно. Во времена мамонтов легко было стать пищей какой-нибудь саблезубой твари. В эпоху интернета — пасть жертвой финансовой аферы, технологической аварии или теракта. Но только в последнее время жуликоватые дельцы научились широкомасштабно зарабатывать на наших страхах, выбивая себе из государственных бюджетов громадные деньги на борьбу с избранными напастями.

Их метод прост: берутся реальные данные о некой проблеме, спешно пишется план проведения защитных мероприятий, в конце которого делаются выводы о том, что будет, если план реализовать, или что ужасное произойдет, если его не выполнить. После этих выводов заключительная строка — про цену вопроса, и она читается уже как риторический вопрос: рискнете ли вы жадничать на защиту интересов нации?

Не злитесь? А зря!

Так, порой лукавый эскулап предлагает сделать дорогущую томограмму мозга при вашей жалобе на головную боль, а пока больше спать и пить цитрамон. Потом, когда, дай Бог, поможет банальный сон, вы все равно будете довольны, что потратили зарплату на томограмму — а мало ли что...

Международные же дельцы на страхах, как только деньги им выделяются, сразу гасят шум вокруг проблем. Финансы же тихо испаряются под молитвы их получателей, чтобы и впрямь не случилось ничего того, что они еще вчера пророчили.

Народ уже привык к таким процессам, которые упрощенно называет «кампанейщиной», и даже не особенно злится на авторов и исполнителей очередной кампании. И очень зря. Бюджет ведь не с неба сваливается, а формируется из отчислений с наших зарплат, с налогов прямых и косвенных, которые мы вынуждены платить. Так что по факту мы имеем дело с новым и немалым побором, который можно условно назвать «налог на страх».

Примеров — масса. Вот на днях британский Королевский институт международных исследований Chatham House посчитал, во сколько обходится мировой экономике морское пиратство — в 7-12 млрд долл. в год. В эту сумму вошли выкупы за суда и грузы, увеличение цены страховки судов, которые проходят через опасные зоны и прочее. Сюда же включили и расходы на эксплуатацию военных кораблей, которые отправлялись для борьбы с пиратством. Вот этот последний пункт и интересен.

Как перевоспитать пиратов?

Сколько лет уже те же сомалийские пираты грабят купцов, но военно-морские силы всех стран мира никак не могут их урезонить. Расходы на патрулирование растут, но толку особого не видно. Никак не могут договориться страны о том, как, собственно, надо поступать с пиратами — расстреливать их лодки и топить или брать в плен пацанов и вешать на реях. Так и бороздят крейсеры воды всяких «аденских» заливов, не имея, по сути, юридического права махать кулаками в чужих водах.

То, что происходит у сомалийских берегов, — уникальный случай братской координации военных моряков самых разных стран. У них общий интерес — чтобы финансирование борьбы с пиратством не закончилось с понедельника, ведь к новому источнику дохода привыкаешь быстро, отказываться же от него — очень обидно. Тем более, что нет особых сложностей шевелить дулами в чистом море.

Иное дело — когда компания-перевозчик нанимает частную охрану судна. Ей норовят заплатить поменьше, да и платят основную часть после успешного завершения рейса. Частники готовы наплевать на все международные нормы и стрелять хоть в дьявола, чтобы свои деньги не потерять. Важно то, что платят частникам не из наших налогов. И в цене перевозимого под их охраной товара трудно утвердить эти расходы, так как есть платежеспособный спрос, и еще есть конкуренты, доставляющие те же товары иными путями.

Вот почему все эти годы звучат предложения обязать фрахтователей за их деньги обеспечивать охрану судов. Но, судя по всему, есть и противники такого решения, коль все его не примут на международном уровне. Видимо, это и есть те структуры, которые привыкли к государственному финансированию посылки линкоров за тысячи миль.

И в недавнем прошлом мы видели несколько искрометных афер, когда пугалка помогала облегчить бюджеты сотен стран. Запомнился, к примеру, ужастик про «Проблему 2000». Накануне 2000-го года пошел вал публикаций о том, что компьютеры по всему миру не распознают нули и начнутся сбои. Перестанут работать банкоматы; отключится электронная почта; вырубится навигационное оборудование в аэропортах и самолеты начнут стаями кружить, пока не попадают, когда сожгут все топливо; на ядерных станциях роботы станут отдавать безумные команды....

Подействовало. Правительства всех стран начали выделять мотни миллионов долларов структурам, которые первыми представили туманные планы решения проблемы-2000. Что они делали на эти деньги — не знаю. Знаю лишь, что в одной московской газете тогда компьютерный человек по имени Вася решил проблему просто и бесплатно — просто не стал писать два нуля, а использовал другие цифры.

Станем тепленькими. Причем все сразу

Кстати, кое-чему эта афера с двумя нулями мир научила. Вот про глобальное потепление идет уже другой разговор. Страны, которые включились в борьбу с уменьшением выброса в атмосферу противной двуокиси, стимулируют производителей к тому, чтобы они использовали зеленые технологии (стимулируют с помощью налогов). И рассуждают так: вреда от сокращения выброса дряни в воздух не будет точно, исследователи передовых технологий получат финансирование от крупного капитала, выгода в итоге будет такая-то и тогда-то.

Плохо, что так же, как с глобальным потеплением, не решают задачи во многих других областях. Чаще важнее становится организовать беспрерывный процесс борьбы с той или иной напастью, требующий все новых денег, чем действительное уничтожение этой самой напасти. Само наличие угрозы становится гарантом доходов. Каждый из нас может навскидку вспомнить десяток — другой подобных примеров, когда уже много лет «избранные» люди борются на щедрые государственные ассигнования с той или иной бедой. А конца и края сражению не видно.

Давно подмечено народом: кому война — кому мать родна.

   
   

Смотрите также: