Ещё 15 миллиардов. Благодаря госпомощи российский автопром останется «на плаву»

   
   

Об этом объявил премьер-министр Владимир Путин на совещании о мерах по развитию проекта «ИжАвто». По его словам, в течение 2009-2010 гг. на эти цели было потрачено 170 млрд рублей, однако 75 миллиардов получил тольяттинский «АвтоВАЗ». И финансовые вливания дали результат: предприятию удалось сохранить рабочие места и даже расширить производство.

— Согласно отчету Ассоциации Европейского бизнеса, продажи машин в России за 11 месяцев 2010 года выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 28% и составили 1706254 машины, против 1337605 годом ранее. В 2010 году выпуск автомобилей в стране благодаря господдержке вернулся на докризисный уровень. В 2009 году производство упало на 64%, в январе-октябре 2010 года выросло уже вдвое, — констатирует Максим Лобада, аналитик агентства «Инвесткафе».

Однако сейчас отрасли по-прежнему требуется помощь, хотя пик кризиса уже позади.

— Несмотря на отрадные показатели, правительство приняло решение о продлении программы по утилизации автомобилей, — продолжает Лобада. — Впрочем, на рынке было мало сомнений в том, что так и произойдет. В самом начале запуска программы (в 2009 году) эксперты сразу высказали мнение, что она рассчитана преимущественно на «АвтоВАЗ» и в меньшей степени на других автопроизводителей. И действительно: доля марки «Лада» в продажах по сертификатам составила 75% на первом этапе и выросла до 80% на втором (в октябре).

Как напоминает Лобада, суммы на стимулирование отрасли на самом деле выделялись немалые.

— 8 марта 2009-го на старт программы было выделено 10,5 млрд руб. В августе 2010 добавили еще 10, поняв, что на всех не хватит: первоначальный интерес к сертификатам был не особо большим, зато потом резко усилился и все лимиты по программе были выбраны. 25 ноября 2010 года была озвучена цифра в 13,5 млрд на следующий год. Итого: 34 млрд руб. только на программу утилизации. В целом эксперимент можно назвать удачным с точки зрения восстановления продаж автомобилей.

   
   

Однако, как водится, «удача» в большей степени коснулась одних, зато других почти обошла.

— Основным бенефициаром у нас стал «АвтоВАЗ» (сюда же следует добавить огромное беспроцентное кредитование от Ростехнологий). Под это было сделано много громких заявлений о рекордном росте продаж нашего автогиганта, сильном увеличении прогнозов на будущее и т.д. И рост продаж есть, причем существенный, что можно расценить, как весьма позитивный момент. Но это как адреналин в сердце: достаточно отменить господдержку — и продажи сократятся на 2/3. Чего никак нельзя допустить в свете создания альянса «АвтоВАЗа» с Renault-Nissan, — предупреждает эксперт.

При этом, несмотря на столь обширную программу по вливанию государственных средств, «состояние российского автопрома, мягко говоря, оставляет желать лучшего».

— Потраченные средства сильно простимулировали рост продаж автомобилей отечественного производства, практически не повлияв на иномарки, — говорит Лобада. — Так что наблюдаемое оживление можно назвать допингом, посредством которого демонстрируется позитивные сдвиги для иностранных инвесторов.

По-видимому, ужесточив конкуренцию для иностранцев, власти рассчитывают заманить в страну больше инвестиций.

— Сейчас вводятся новые условия по работе иностранных автоконцернов в России. Теперь для сохранения льгот им придется вкладывать намного более существенные средства в развитие автомобильной промышленности на территории РФ.

При этом, средства, выделенные на утилизационную программу, продолжат оказывать положительное влияние на продажи отечественных машин в 2001-м, считает Лобада.

— Параллельно с этим иностранцы будут более активно входить на наш рынок, что можно расценить как положительный момент для автопрома на территории страны.

Смотрите также: