Социализм «по-новому». Откуда во Вьетнаме 200 долларовых миллионеров

   
   

Даже несмотря на экономический кризис. На этой неделе президент Дмитрий Медведев с официальным визитом посетит эту страну, в которую Советский Союз когда-то вбухал миллиарды долларов.

...Вьетнамский мальчик пытался продать мне кокосовый орех. Он шёл за мной целую улицу, лопоча на английском. Я старался делать вид, что не понимаю.

Наконец парень задал весьма популярный вопрос: «Откуда ты приехал?»

— Из России?А что это за страна такая? Она в Европе или в Америке?

Тут уже пришёл черёд удивляться мне.

— У вас что, больше не учат в школе русский язык?

   
   

— Нет. О, вспомнил! Россия... Оттуда дедушка... как его... Ле Нин!

Лет двадцать назад мы с Вьетнамом взаимно исчезли из жизни друг друга: это произошло само собой. Забылось, как в школах собирали деньги на помощь раненым детям Ханоя, как пустели коридоры в общагах, когда студенты из Вьетнама жарили селёдку. В итоге страна, служившая форпостом влияния СССР в Азии, ушла от нас так далеко, что, пожалуй, больше не вернётся.

Остались лишь серп и молот

...Вьетнамский таксист, чертыхаясь, везёт меня по жутким пробкам в Хошимине — так теперь называют Сайгон. Движение такое, что Москва кажется раем — на дороге сотни мотоциклистов, всё в дыму. Особая служба в зелёных мундирах переводит ошалевших туристов через дорогу. В своё время сюда приезжали представители ГАИ СССР: учили, как правильно «строить» водителей. И не только они. Военные специалисты, инженеры, лётчики, нефтяники. Щедрая экономическая помощь, оказанная СССР Вьетнаму с 1953 по 1991 год, в целом составила 15,7 млрд долл.

— Сата... расс... фуйте... (здравствуйте. — Ред.) — это всё, что таксист помнит по-русски. «Великий и могучий» в местных школах больше не преподают, зато включён «зелёный свет» английскому. Торговый оборот Вьетнама с экс-противником США сейчас в 4 раза больше, чем с Россией. Американских бизнесменов в стране хоть отбавляй: вчерашние враги спешат делать на Вьетнаме деньги. От «великой дружбы» с СССР осталось одно — красные флаги, щиты с серпом и молотом на улицах городов и здравицы в адрес компартии.

— В том, что во Вьетнаме забыли Россию, есть и наша вина, — считает 54-летний Алексей Никифоров. Бывший нефтяник, он в 1992 году женился на вьетнамке и с тех пор живёт на юге страны. — Мы развратили азиатских друзей, когда давали им финансы без счёта. Вьетнамцы сидели на долларах из Москвы, как на игле. Они были окружены врагами — и США, и Китай, и полпотовцы в Камбодже. Без СССР, казалось, верная смерть. Но СССР распался, помощь прекратилась. Вьетнамцы обиделись. Оглядевшись, они поняли — уже никто не стремится их завоевать, можно жить, не рассчитывая на деньги Москвы. Вслух вам такое никто не скажет — чиновники заверят в «вечной благодарности народа к СССР», но это заученные мантры. А на деле России пришлось закрыть свою военно-морскую базу в Камрани: за её аренду Вьетнам потребовал 300 миллионов долларов в год.

«Богач из трудящихся»

...В Хошимине, который ещё 30 лет назад был разрушен в результате уличных боёв, повсюду выросли небоскрёбы, автострады, торговые центры. Здания строятся так, что все первые этажи заняты под мелкие магазинчики и рестораны. Экономика социалистического Вьетнама бурно растёт даже в кризис — в 2009 г. рост ВВП составил 5,2% (!). Всё подчинено торговле — кругом полно кафешек на три столика, уличных продавцов, на каждом шагу тебя дёргают за рукав — купи, купи, купи. В 1991 г. Вьетнам разрешил занятие частным бизнесом. Опыт Китая учесть не захотели — КНР после «мартовской войны» 1979 г. считалась врагом. Поэтому вьетнамская компартия изобрела другой вариант, кинув клич «Зарабатывайте!». Бизнес получил свободу — но в отличие от Китая (где при желании можно купить даже линию метро) во Вьетнаме множество объектов, включая гостиницы, фабрики, нефтяные концерны, осталось в собственности государства. Такой метод позволяет властям контролировать цены, когда это требуется. Доллар тоже под контролем: мало того что курс одинаков во всех обменных пунктах, он не менялся всю неделю, пока я был во Вьетнаме. Правда, если Политбюро решит «опустить» национальную валюту, скажем, на треть — это делается без предупреждения.

— Китай отошёл от социализма, там верность заветам Ле Нина соблюдается лишь формально, — объясняет мне бизнесмен Тхиен Хо. — У нас же всё по-человечески. Ле Нин ведь проводил «новую экономическую политику», с частной собственностью, пока её Сталин не задавил? Вот и во Вьетнаме то же самое. В нашей стране 200 долларовых миллионеров, из них треть — женщины. Видите, у меня на лацкане партийный значок? В прошлом году миллионерам официально разрешили вступать в партию. У меня много денег? Ну и что, я ведь сам происхожу из семьи трудящихся!

...Забавно, но идея «изобретём своё, а не стащим у Китая» приносит хорошие плоды. Ещё 15 лет назад во Вьетнаме все ездили на велосипедах, но сейчас пересели на мотоциклы — «вьетнамцы отличаются от китайцев, и у нас свой путь развития». Партия обещает, что ещё через 20 лет каждый вьетнамец будет иметь машину. Кроме того, успешно действует лозунг «У нас дешевле, чем в Китае» — за 2008 г. инвесторы вложили во Вьетнам 60 млрд долларов: в Китае уровень жизни вырос, доходы стали выше, а во Вьетнаме же труд обходится в копейки. Хорошая зарплата в самом дорогом городе страны Хошимине — 300 долларов в месяц. Правда, и цены смешные. Отличный ужин в престижном ресторане — не больше 10 долл. Такси также стоит копейки — цены на бензин под контролем правительства.

— Если бы не СССР, мы бы не выстояли против США, — уверен бывший партизан, 73-летний Нгуен Хо. — Я помню, что воевал ещё с автоматом ППШ. И все это признают. Но вас никто не выгонял — вы сами ушли отсюда. Кого теперь винить, что ваше место во Вьетнаме заняли другие?

То, что вьетнамцы относятся к нам сейчас прохладно, — наверное, обидно. А вот то, что они не висят у нас на шее, — огромный плюс. Кажется, нам пора выстраивать политику иначе: чтобы с нами дружили бесплатно.

Смотрите также: