12 лет назад столичное правительство выпустило постановление № 94 «О Программе поэтапной ликвидации коммунального заселения в жилищном фонде г. Москвы», причём финишировать она должна была ещё в 2005 году. Россия пока не распалась, Москва тоже. Поэтому резонно задаться вопросом: а как у нас с коммуналками?
Придётся признать, что программа, скажем мягко, буксует. И второе десятилетие XXI века мы встретим с наследием эпохи военного коммунизма и гражданской войны - коммуналками. И удивляет не только то, что они до сих пор существуют, а то, что в них до сих пор существуют (а не живут) люди.
Вместо бабушки - притон
«Вот у нас полно разговоров о каких-то новых технологиях и энергосберегающих домах, - жалуется жительница коммунальной квартиры дома № 4 по 1-му Саратовскому проезду. - А толку? Мы хотели поставить себе индивидуальные счётчики на воду. Пришли рабочие и отказали. Дескать, на такие гнилые трубы не то что счётчик не поставишь, а вообще к ним лучше не прикасаться - развалятся. Стиральную машину не подключить по той же причине. Приходится стирать, как в позапрошлом веке - в корыте…»
Да, стирают в ванной, вывешивают для просушки бельё на кухне над плитой и держат холодильники в своей комнате - в общей кухне хранить продукты опасно. Потому что соседи иной раз бывают такие, что могут забраться в холодильник и в прямом смысле вас объесть.
«Обычное дело, - продолжает хозяйка комнаты в коммуналке. - Вот у нас здесь по соседству жила бабулька. Комната была оформлена на неё. Приехали дети, старушку забрали к себе, и теперь творится не пойми что. Вселились какие-то люди, превратили комнату то ли в притон, то ли в склад».
Новые коммунальные
«Сейчас в Москве из всего жилищного фонда 2,3% коммуналок, - ответили «АиФ» в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда Москвы. - Но это смотря что считать коммунальной квартирой… Бывает, люди расходятся, заводят себе отдельные лицевые счета по оплате ЖКУ, и вот пожалуйста - возникает новая коммуналка!»
Если перевести в конкретные цифры, то выйдет, что около 90 тыс. московских квартир до сих пор остаются общими. И власти недавно решили, что многие находятся во вполне добротных домах, которые не подлежат сносу и даже не нуждаются в капремонте. Ведь сейчас, после кризиса, считается, что «сталинки» да и «немецкие» дома простоят ещё сто лет без всякой реконструкции.
«В принципе те здания, о которых вы говорите, действительно не подходят ни под программу сноса, ни под программу капремонта, - уверен Никита Колесин, глава пресс-службы департамента. - Но всё зависит от жильцов. Они, например, могут заявить, что их дом - аварийный, тогда на место приедет комиссия и по результатам проверки строение поставят на учёт. Дальше - либо снос и расселение, либо реконструкция - по возможности… А если в коммуналке проживают очередники, они обязательно дождутся своей очереди. По-моему, всё просто».
А по-нашему, не совсем. Программа правительства Москвы № 94 оказалась неисполненной. Как дальше быть тем конкретным людям, которые встретили XXI век, живя с соседями? «Если бы они были более воспитанные, то жилось бы проще, - жалуются обитатели коммуналки на Саратовской. - А то в туалет иной раз очередь такая, что конфузии не избежать… Но сделать же ничего нельзя».
Тем, кто хочет выбраться из «рая коммунального общежития», обычно советуют продавать свои комнаты. Чиновников же жильцы коммуналок не интересуют. Те, кто понадеется на государство, и третье десятилетие XXI века будут встречать с общим сортиром.
Смотрите также:
- Евгений Чичваркин: «Я не для того 12 лет создавал свою компанию, чтобы продать её за 3 копейки» →
- «Первая очередь». Москвичи вспоминают, как они переезжали из пятиэтажек →
- Бабушка-управдом. Как пенсионерка добилась капитального ремонта дома →