Украинцы выстроились в многотысячные очереди - обещания Юлии Тимошенко вернуть «зависшие» в Сбербанке вклады всего за 2 года начали принимать реалистичные очертания. Напомним, что главным предвыборным лозунгом новоиспечённого премьера был возврат всех сбережений, «сгоревших» в начале 90-х годов. Однако теперь правительство Тимошенко решило каждому вкладчику выдать лишь по 200 долл., вне зависимости от суммы, лежавшей на сберкнижке. Но с оговоркой: остаток вклада сверх выплаченного «живыми» деньгами через месяц можно будет потратить на оплату жилищно-коммунальных услуг, учёбу детей или приобретение бытовой техники.
Что же мешает российским властям последовать примеру украинских коллег и наконец признать государственный внутренний долг перед народом (сейчас отделываются лишь скупыми компенсациями)? Может быть, у нас с доходной частью бюджета такие большие проблемы, что постепенная выплата всех долгов является непосильным бременем для государства? Или россияне стали так хорошо зарабатывать, что им не нужны давно забытые «деревянные» (на 20.06.91 на сберкнижках граждан лежало 315,3 млрд. руб.)? Судя по почте, приходящей в редакцию, миллионы людей не забыли про ставшие макулатурой советские сберкнижки; они спрашивают: когда же государство вернёт заработанные за долгие годы честного труда сбережения? Старики, живущие на маленькую пенсию, пишут нам, как пригодились бы им их деньги при оплате лекарств, покупке подорожавших продуктов. Они бережно хранят сберкнижки, не теряя надежды, что когда-нибудь им скажут: «Граждане, забирайте деньги с учётом инфляции и простите за столь долгий заём».
Сбербанк кивает на правительство: мол, даст отмашку -вернём деньги. Суды отказывают обманутым вкладчикам в удовлетворении исков по отношению к правительству. А власти молчат. Нет никаких официальных заявлений о судьбе «сгоревших» вкладов, лишь скупая информация о том, кому полагаются предварительные компенсации. Этим вовсю пользуется оппозиция, используя провокационную тему «исчезнувших» в Сбербанке денег для своей агитации. Одни составляют реестр обиженных вкладчиков, другие публично подают в суд на государство от имени тех же владельцев сберкнижек, третьи устраивают шумные акции протеста, на которых молодые активисты, которые в начале 90-х ещё под стол пешком ходили, громко кричат: «Верните наши вклады!» И каждая партия проникновенно обещает — вот дайте нам власть, и мы вернём всё до последней копейки. А почему бы не пообещать? Ведь до выполнения дело может и не дойти. А если власти будут и дальше хранить загадочное молчание, лет через десять обиженных останется совсем мало, и в силу возраста и состояния здоровья тем будет уже не до борьбы за вклады.
Мнение экспертов «АИФ»
Президент Фонда поддержки законодательных инициатив, член Общественной палаты РФ Григорий Томчин:
— Обещания украинских властей вернуть вклады народу — типичный популистский ход, и 200-долларовые выплаты быстро прекратятся. В России применяется закон о выплате компенсаций по вкладам, оставшимся в Сбербанке, и я уверен, что это единственно возможный вариант. Нельзя даже представить себе выплату государством всех долгов гражданам с учётом индексации, потому что моментально начнётся огромная инфляция, которая тут же «съест» все выданные деньги. Это будет просто очередной обман населения.
Украинский политолог, эксперт Международного института политических исследований Владимир Малинкевич:
— Происходящее у нас — не на пользу, а во вред Украине. Обман народа продолжается, ведь возвращается десятая доля реальной стоимости вкладов. Власти объявили о том, что один советский рубль равен 1,05 гривны вместо соотношения 1:12, что отражало бы реальную покупательную способность нынешней гривны. Сегодня тысяча гривен — это лишь две минимальные зарплаты, а средства из бюджета изымаются огромные. Куда полезнее было бы направить эти деньги на медицинскую реформу, потому что здравоохранение на Украине находится в ужасном состоянии. Фактически лечение доступно лишь богатым людям, а все остальные, особенно пожилые граждане, должны постоянно откладывать часть своих доходов на случай болезни. Но Юлии Тимошенко нужны были голоса на выборах, и получить их оказалось довольно просто, подняв старую и очень болезненную тему. Я не думаю, что обещания премьер-министра будут выполнены в полном объёме, кроме того, предложение пустить остаток вкладов на оплату долгов по ЖКХ — означает окончательно добить и так разваленную систему коммунального хозяйства. А пострадают в первую очередь те, кто живёт в старых домах без капремонта и с гнилой канализацией, то есть малоимущие пенсионеры, являющиеся главными обманутыми вкладчиками. Я никому бы не советовал слепо копировать украинские реформы. Если у государства есть деньги, целесообразнее пускать их на проведение реальных социальных проектов.
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг:
— Происходящее на Украине — хороший упрёк России, у которой есть нефтедоллары, чем наши соседи похвастаться не могут. Было большой ошибкой нашего государства игнорировать проблему невозвращённых вкладов (что, кстати, в большой степени и способствовало дискредитации реформ 90-х гг.). Власти долго подбирались к тому, чтобы начать выплату предварительных компенсаций, которые в итоге оказались унизительными для народа. Надо было участвовать чуть ли не в Куликовской битве, чтобы иметь право на получение малой части своих сбережений. Сегодня в России есть финансовые возможности для устранения нанесённого населению ущерба и украинский вариант — не самый плохой выход из сложившейся ситуации. Разговоры о том, что бюджет опустеет при массовых выплатах по «пропавшим» вкладам, иначе как нелепостью назвать нельзя. Нет никаких оснований ожидать снижения цен на нефть. Как вы видите, она только растёт, с бюджетом у нас всё в порядке. А мрачные прогнозы о резком скачке инфляции могут сбыться, только если деньги с советских сберкнижек выдадут одновременно. При постепенной выдаче вкладов в течение 5–10 лет это не станет потрясением для экономики, зато вернёт доверие народа к власти. А просто отмахиваться от проблемы, ссылаясь на якобы возможную гиперинфляцию, — означает наплевательски относиться к тем, кто держал свои средства в Сбербанке, то есть к большинству россиян.
Смотрите также:
- Кого разозлил Лукашенко? Кризис и девальвация в Белоруссии управляются из-за рубежа →
- Кому грозит национализация? И во что она обойдётся государству →
- Отмена копеек подтолкнёт рост цен и тарифов — эксперт →