Но, когда сцену в июле 2005 г. закрывали на реконструкцию, износ уже составлял более 50%. Получается, за последние годы строительные работы окончательно доконали театр? Как это могло произойти, что теперь намерены делать все причастные к процессу реставрации лица и самое главное — не перенесут ли вновь сроки открытия?
— Почему здание рассыпается? Да делается всё практически без проекта, по отдельным чертежам и заданиям, не имеющим экспертного заключения, — рассказал «АиФ» Вячеслав Ильичёв, первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук, курирующий в настоящее время работы в ГАБТе. В 2006 г., когда Минэкономразвития приняло решение об уменьшении стоимости работ, из первоначального проекта исключили освоение подземного пространства под домом Хомякова, что находится за театром. (Из-за этого в главном здании должна ещё поместиться и инженерия, например маслонасосная и азотная станции, что повысит уровень шума, вибраций и др. непросчитанных нагрузок.) Также изменилась конфигурация репетиционно-концертного зала. А проект конструктивных решений ещё не увязан с проектом инженерных систем. Но самое главное — квалификация работающих настолько низкая, что в результате допущенных ошибок при укреплении фундамента исторические стены здания просели. И теперь требуются срочные мероприятия по восстановлению их несущей способности.
— Сейчас трудно исправить то, что было реализовано, но мы вынуждены работу продолжить, — прокомментировал ситуацию в минувшие выходные Юрий Лужков, мэр Москвы. — Думаю, придать устойчивость театру мы сможем уже в июле. А до наступления холодов нужно закрыть здание, ведь сейчас задняя часть Большого практически разобрана.
Напомним, что столичные власти хоть и построили филиал ГАБТа, но с основной сценой дел не имели. В начале 2006 г. Юрий Лужков вышел из попечительского совета, поскольку считал смету реконструкции театра завышенной (первоначально речь шла о 25 млрд. руб., потом её урезали почти в два раза). А когда на общественном градостроительном совете при мэре Москвы пришло время согласовать проект реконструкции, его отправили на доработку до получения результатов дополнительных исследований грунтов и подземных вод. Ведь Большой собирались увеличить вдвое (с 40 до 80 тыс. м2), для чего углубиться на 20 метров, или на 5 этажей. Так прежде не копали, та же Манежная площадь ушла под землю лишь на 12 метров. Почему же московские власти вернулись в ГАБТ? Говорят, президент страны, узнав о затягивании реконструкции, попросил привлечь к работам организации столичного стройкомплекса.
Что будет в обновлённом театре? Подземное пространство позволит спрятать камерный зал, фойе, буфеты, гардероб, камеру хранения и туалеты под Театральной площадью, а сценическую зону (оперную и балетную) расположить позади Большого. А вот парковка перед театром проектом не предусмотрена, то есть первоначально её запроектировали, но позже отказались, пытаясь на этом сэкономить. За 4 года реконструкции выполнено лишь 50% работ, оставшиеся должны закончить до 2 октября 2011 г., то есть фактически за два года. Реально ли это? Да, если в четыре-пять раз увеличить число работающих, можно закончить и раньше. Правда, это должны быть квалифицированные специалисты, но начинать им всё равно придётся с земляных работ: с 2006 г. не управились даже с ними.
Смотрите также:
- Вдоль по улице: московские власти решили освоить подземелье →
- В Москве «нашли» 2 млн кв. м. заброшенных дорог →
- Парад зданий →