Последнее обновление - 16.02.2015 г.
Картина Вячеслава Шварца «Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти» (1865)
У древних иудеев был обычай: правитель не входил в город пешком, а въезжал туда верхом. Если царь восседал на лошади, это означало желание войны, а на осле гости прибывали только с благими пожеланиями. Жители Иерусалима, как правило, приветствовали правителя пальмовыми ветвями. Эти традиции нашли отражение в живописи Шварца: его патриарх едет на ослике в белой попоне, а участники шествия несут пальмовые ветки.
Картина Константина Савицкого «Инок» (1897)
Главным героем своего полотна художник сделал серьёзного и задумчивого священнослужителя, который расположился у окна в Вербное воскресенье или после него — понять это можно по «пушистым» веткам вербы в цветной вазе.
Стихотворение Константина Бальмонта «Вербы» (1903)
У поэта Вход Господень в Иерусалим ассоциируется в первую очередь с ветками вербы — как и у большинства православных.
Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.
Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.
Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льётся волнами.
Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.
Стихотворение Сергея Есенина «Сохнет стаявшая глина…» (1914)
В строках известного «певца русской природы» описание родных пейзажей перемежается с евангельскими мотивами — например, сосны и ели кричат человеку, который едет на ослике: «Осанна!» — таким восклицанием когда-то иудеи приветствовали Христа («Осанна» — хвалебный возглас и одновременно краткая молитва).
Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опёнок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый ослёнок.
Пахнет вербой и смолою,
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.
Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов, как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На ослёнке рыжем едет.
Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»
Картина Михаила Нестерова «Вход Господень в Иерусалим»
Михаил Нестеров как православный художник тоже не мог не обратиться к библейскому сюжету: его иудеи приветствуют Спасителя, расстилая под ноги Его ослу свою одежду и «усыпая» путь зелёными ветвями.
Картина Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве» (1917)
Для живописца Вербное воскресенье — это не только церковный праздник, но и народные гулянья: на его полотне вверх взмывает стая птиц, и ещё сотни воздушных шаров, а нарядные люди покупают ветки вербы и угощения к празднику (в этот день верующие позволяют себе послабление в посту — например, могут есть икру).
Стихотворение Ивана Бунина «Вход в Иерусалим» (1922)
Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:
«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойдённых судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядёшь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье!
Смотрите также:
- Мощи известного российского святого не тлеют уже почти 500 лет →
- Как празднуют Рождество православные христиане? →
- Как выглядел Иисус? →