Как подготовиться к Соборованию?

© / Анастасия Буякевич / АиФ

Последнее обновление: 14.02.2015 г.

   
   

По четвергам в дни Великого поста православные храмы переполнены. Совершается Соборование — особое церковное таинство, которое проводится ради укрепления здоровья и прощения грехов. Сложилось поверье, что Соборование не требует какой-то особой подготовки — лишь бы быть крещёным. Однако, это не совсем так. Необходимо быть не просто крещёным, но и верующим во Христа, быть членом церкви и осознавать смысл происходящего. Собственно, о последнем и предлагаю поговорить.

Наверное, было бы неплохо предложить объяснение самого чинопоследования Соборования. Но это, по-моему, вторично. Очень важно, я думаю, познакомиться с теми отрывками из Евангелий и посланий апостолов, что читаются в храме во время Соборования, которое, по большому счёту, и есть последовательность именно этих чтений, чередуемых с молитвами и помазаниями освящённым маслом. 

Бог и вера в Него — залог исцеления

«Иисус пришёл к Петру в дом и увидел его тёщу, лежавшую в сильном жару. Он коснулся её руки, и жар тут же спал. Она встала и накрыла для Него стол. С наступлением вечера привели к Нему множество одержимых. Иисус изгнал Своим словом нечистых духов и излечил всех больных, потому что должно было исполниться сказанное устами пророка Исайи: „Он взял на себя наши болезни и унёс наши недуги“».

«Пришла к Иисусу одна хананеянка (древняя народность, презираемая иудеями — Ю.Б.). „Господь, Сын Давида! — закричала она, — Сжалься надо мной. Моя дочь одержима бесом и страшно мучится“. Но Он ни словом ей не ответил. Ученики стали Его просить: „Скажи ей, пусть уйдёт! А то идёт за нами и кричит“. Иисус сказал: „Я был послан только к потерянным овцам народа Израиля. Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить собакам“. Но женщина, приблизившись, упала перед Ним ниц и сказала: „Да, Господин мой, но и собаки едят крошки, которые падают со стола хозяев“. „Велика твоя вера, женщина, — сказал ей тогда Иисус. — Пусть будет тебе то, чего ты хочешь“. И в тот же миг дочь её выздоровела».

Апостол Павел предлагает христианской общине Коринфа такое назидание: «Мы хотим, братья, чтобы вы знали о бедах, постигших нас в Азии. Это были такие безмерные и невыносимые беды, что мы не надеялись остаться в живых. Нам казалось, что смертный приговор уже вынесен, и на себя мы больше не полагались, а на одного только Бога, который даже мёртвых воскрешает. Это Он избавил и впредь избавит нас от грозной смерти! Мы надеемся на Него, что Он опять нас избавит, если вы тоже будете нам помогать своими молитвами. И тогда вознесётся к Богу благодарность из множества уст за милость, дарованную нам в ответ на множество молитв за нас!».

   
   

Врач не только для тела, но и для души

Христианам, пришедшим на Соборование, очень важно помнить, что тема здоровья отнюдь не главная в Евангелии. Христос пришел не только для этого.

«Войдя в Иерихон, Иисус проходил по его улицам. В городе был человек по имени Закхей, главный сборщик налогов, человек богатый. Ему очень хотелось посмотреть на Иисуса, какой Он из себя, но он не мог увидеть Его из-за толпы, потому что был маленького роста. Тогда он, забежав вперед, залез на тутовое дерево, чтобы увидеть Иисуса. Иисус, подойдя к тому месту, поднял на него глаза и сказал: „Закхей! Скорее слезай! Я должен у тебя сегодня остановиться“. Тот поспешно спустился вниз и с радостью принял Иисуса. Видя это, все стали возмущаться и говорить: „Остановиться у такого грешника?!“. Закхей же стал перед Господом и сказал: „Господь, обещаю: половину имущества отдам бедным, а с кого взял лишнего, верну в четырёхкратном размере“. Иисус ответил: „Сегодня пришло спасение в этот дом. Сын человеческий пришёл, чтобы найти и спасти то, что пропало“».

Схожие слова Иисус сказал в доме у Матфея мытаря (таможенника) в ответ на такой же упрёк: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные. Ступайте и постарайтесь себе уяснить, что значат слова: „Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений“. Я ведь пришёл призвать не праведных, а грешников».

Ради чего?

«Ради чего?» — это, пожалуй, самый сложный вопрос. Для христиан Бог — не лекарство, он Живой, Личный и Настоящий. Главное в жизни — не здоровье само по себе, а нечто иное. Вероятно, лучше всех об этом сказал Апостол Павел в своих письмах к христианам в Коринфе и Галатии.

«Плоды Духа — любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой. Нет такого закона, который бы это осуждал. Те, кто принадлежит Христу Иисусу, распяли на кресте свою плотскую природу вместе с её страстями и желаниями. И раз мы живём Духом, отдадим себя под начало Духа! Так не будем тщеславны, не будем друг друга раздражать, не будем друг другу завидовать! Братья, если кого-то уличат в грехе, вы, духовные, должны его поправить. Только делать это надо кротко и мягко. И за собой при этом смотри, как бы самому не впасть в грех! Помогайте друг другу нести своё бремя, так вы исполните закон Христа». 

«Если я владею языками людей и даже ангелов, но любви у меня нет — я только звон меди и грохот литавр. Если у меня есть дар пророчества, или мне доступны всякие тайны и всякое знание, или у меня такая вера, что я могу горы передвигать, а любви нет, — я ничто. И если я раздам бедным всё, чем владею, и даже тело своё отдам на сожжение, а любви у меня нет — ничто мне не поможет. Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла. Любовь не радуется злу, она радуется правде. Она всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит. Любовь никогда не пройдёт». 

Церкви дана сила и власть к исцелению

«Иисус, созвав к себе двенадцать Своих учеников, дал им власть над нечистыми духами, чтобы они могли изгонять их и исцелять всякую болезнь и всякий недуг. Этих двенадцать Он послал, дав им такое наставление: «Идите и возвещайте: „Близко Царство Небесное!“. Больных исцеляйте, мёртвых возвращайте к жизни, прокажённых очищайте, бесов изгоняйте. Даром получили — даром отдавайте». 

Христиане уверены, что не только апостолы но и их преемники в христианских церквях имеют заповедь возвещать Слово Божье, служить ближним, поддерживать их в болезни и страданиях, Божьей силой даровать исцеление. Один из учеников Христа апостол Иаков в своём послании к христианам оставил такой совет или даже призыв: «Попал кто-то из вас в беду, пусть молится, счастлив кто-то, пусть поёт псалмы. Болен у вас кто-то, пусть позовёт пресвитеров и пусть те помолятся над ним, помазав его оливковым маслом во имя Господа. Молитва, полная веры, спасёт больного, и Господь поднимет его. И если он согрешил, то будет прощён. Поэтому сознавайтесь друг перед другом в своих грехах и молитесь друг за друга, чтобы Господь исцелил вас. Много может молитва праведника!».

Собственно это и есть тот опыт первых христиан, что лёг в основу современного таинства Соборования. 

Нездоровье — возможность послужить и оказать любовь

Однако, оказывается, забота о здоровье — не только дело священнослужителей. Бог поручает больных и страдающих всей Церкви, каждому христианину. Мы же помним, что две главные заповеди Божьи — это «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой, всеми силами и всеми своими помыслами» и «Люби ближнего, как самого себя». 

«Шёл человек из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они его ограбили, избили и ушли, бросив полумёртвым. И случилось так, что шёл той же дорогой священник, но, увидев его, перешёл на другую сторону. Так же поступил и левит (прислужник при храме — Ю.Б.). Дойдя до того места и увидев раненого, он перешёл на другую сторону. А самаритянин (народность, презираемая иудеями в те времена Ю.Б.), пожалел его. Он подошёл к нему и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил на собственного мула, привёз в гостиницу и там за ним ухаживал. А на следующий день, уезжая, он дал хозяину гостиницы две серебряные монеты и сказал: „Позаботься о нём, а если истратишь сверх того, на обратном пути я тебе отдам“».

В завершение приведу призыв апостола Павла: «Мы, сильные в вере, должны помогать слабым нести их бремя, а не считаться только с собой. Пусть каждый из нас считается с тем, что нравится брату, для его блага и укрепления в вере. Ведь и Христос не думал о себе, потому что в Писании сказано: „Оскорбления тех, кто оскорблял Тебя, пали на Меня“. Всё, что написано в Писании, написано для того, чтобы благодаря терпению и мужеству, которое оно даёт нам, мы не теряли надежды. Да дарует вам Бог, источник терпения и мужества, полное согласие между вами, чтобы вы, следуя Иисусу Христу, единым сердцем и едиными устами славили Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому принимайте друг друга, как принял вас Христос, ради Славы Божьей».

Итак, я думаю, если желающий собороваться будет знаком с приведёнными выше словами Писания (а я напомню, что именно они читаются во время Соборования), то участие в Таинстве будет осмысленно и вдумчиво, а это и есть готовность.

Читайте также: Юрий Белановский: Как относиться к Церкви, чтоб не зря умер Христос? →