В чём смысл и особенности Крестопоклонной недели?

Категория:  Христианство
Ответ редакции

Последнее обновление: 14.02.2015 г.

   
   

Третье воскресенье (неделя*) Великого поста — 15 марта в 2015 году — называется Крестопоклонным. Этот день завершает третью из семи великопостных недель, предваряющих праздник Пасхи.

Среду четвёртой седмицы называют «преполовением поста» — этот день разделяет 48-дневный пост ровно пополам (в просторечии — «средокрестье»).

В Крестопоклонную неделю Православная Церковь напоминает верующим о спасительном даре Христа людям — искуплении человеческих грехов. В этот день Церковь, поклоняясь Кресту Господню, стремится поддержать духовные силы верующих, воодушевить постящихся и укрепить их решимость соблюдать пост. 

Подробнее о структуре и особенностях Великого поста — в инфографике АиФ.ru>>

Что означает Крест в христианстве? 

«Распятие с предстоящими» (икона новгородской школы) Фото: Commons.wikimedia.org / The Yorck Project

Название «Крестопоклонная» служит напоминанием о Страстной седмице, о страданиях и смерти Христа (в Страстную пятницу Христос принял мученическую смерть на кресте). Крест в христианстве — не просто орудие казни, а символ искупительного подвига Христа, о котором верующим напоминают кресты на куполах храмов, нательные кресты, поклонные кресты в памятных местах, на высотах, на дорогах.

Начало поклонения Кресту было положено во времена первых христиан. Об этом свидетельствуют в своих сочинениях Иоанн Златоуст, живший в IV веке, Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, живший в VII веке.

   
   

В чём особенности празднования Крестопоклонной недели? 

Накануне вечером, в субботу (в 2015 году — 14 марта) на всенощном бдении в центр храма выносят украшенный цветами Животворящий Крест Господень. Святой Крест остаётся здесь для поклонения всю неделю, до пятницы (в 2015 году — 20 марта) — в этот день перед Литургией его вносят обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвёртая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». 

Священники и прихожане совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту звучит гимн: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Это же песнопение звучит и в воскресенье, в саму Крестопоклонную неделю, на Литургии вместо «Трисвятого».

Что такое «пассия»? 

Во многих храмах во время Великого поста в расписании богослужений появляется слово «пассия». На латыни «пассия» означает «страдание». Так называют особые службы, совершаемые в Великий пост, во время которых читают Евангелие о крестных страданиях Иисуса Христа. Во второй половине XVII века пассии начали служить в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Эта служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.

Пассию служат четыре раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. На этих службах вспоминают страдания Господа Иисуса Христа, вспоминают события в Гефсиманском саду, на Голгофе. За каждой пассией прочитывают евангельские повествования: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвёртой — 18 и 19 от Иоанна. Во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажжёнными свечами в руках.

На этой службе священник непременно произносит проповедь с поучением об искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию проповеди ещё и акафист Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поют не только певчие, но и все молящиеся. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Их содержание и настрой доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.

Фото: www.globallookpress.com

Как праздновали Крестопоклонную в старину? 

Одной из значительных вех в русском земледельческом календаре была ночь со среды на четверг в середине Великого поста, когда «пост ломался пополам».

В среду четвёртой седмицы во всех крестьянских домах пекли особое постное печенье в виде креста, в середине вдавливали засушенную ягоду, как правило — малину. В некоторых местностях кресты пекли по числу членов семьи, хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать поля и огороды. В среду дети ходили по селу с поздравлениями с окончанием первой половины поста и песнями, получая в награду печенье в виде крестов, или кусочки теста в виде креста, или пироги. 


* На языке Церкви словом «Неделя» называют лишь один день — воскресный. Лингвисты полагают, что слово «неделя» происходит от словосочетания «не делати» — не работать, отдыхать, т. е. посвящать этот день Богу. В польском, болгарском, словацком, чешском и украинском языках название дня, в который не делают дел, — «неделя» — сохранено. ​​