Что означает праздник Торжество Православия?

Категория:  Христианство
Ответ редакции

Последнее обновление: 14.02.2015 г.

   
   

Праздник Торжества Православия был установлен Византийской Церковью во время правления императрицы Феодоры в 843 году в память окончательной победы православного вероучения над ересью иконоборцев.

Праздник Торжества Православия завершает первую неделю Великого поста. В этот день в храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия.

История праздника Торжества Православия

Почитание святых икон, основанное на Святом писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века не вызывало сомнений верующих. Но иконоборческая ересь, появившаяся в Греции, распространилась вскоре по многим странам. Более 100 лет при трех императорах власти, увлеченных иконоборчеством, заключали в темницы, подвергали мучениям и казням тех, кто продолжал чтить иконы христиан. Иконы и мощи святых сжигали.

Второй Никейский собор (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Фото: Public Domain

VII Вселенский Собор в 787 году защитил не только догматы Церкви, но и вместе с искусством и «всякое знание и художество, как дарованные Богом ради славы Его», став глубоким и непререкаемым благословением науки и культуры.

После VII Вселенского Собора в 787 году, защитившего догматы Церкви, гонения почитавших святые иконы ослабло. Однако движение иконоборцев было еще сильно, и только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения и возвращены на прежние церковные должности почитатели икон, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение.

В 843 году при императрице Феодоре под председательством Константинопольского Патриарха Мефодия в Константинополе состоялся церковный собор, утвердивший все определения VII Вселенского собора 787 года, в том числе и почитание икон.

   
   

Патриарх Константинопольский Мефодий установил на соборе 843 года и особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля.

Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.

Что такое чин Торжества Православия?

По мнению ряда историков Церкви, первая служба по особому чину Торжества Православия прошла в храме Святой Софии в Константинополе 2 марта 844 года. В XII и XIV веках служба, посвященная торжеству Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами, была значительно дополнена за счет включения текстов, изображающих главные догматы христианства. В тексте службы провозглашается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема* провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. И благословляются верные - не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие к Господу в вере.

На Руси это чин был введен в XIV веке и содержал чтение Символа веры, произнесение анафемы и возглашение вечной памяти всем защитникам православия. Сначала чин Православия анафематствования состоял из греческого синодика** с прибавлением имен «новых еретиков»: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума и многих других преступников или «расколоучителей». Всех анафематствований было 20, а имен - до четырех тысяч.

Портрет архиепископа Гавриила Петрова. Алексей Антропов. (1774) Фото: Public Domain

В конце XVIII века митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил исправил и дополнил чин Торжества Православия, исключив и множество имен, которым возглашалась вечная память, и имена многих анафематствованных гражданских преступников. В таком виде чин Православия был опубликован в 1767 году.

Чин Торжества Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое (высокий столик для икон или Священного писания - Прим. ред.). Чин был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Он оставался без переработки до 1869 года, когда из него были убраны и имена государственных преступников.

В нынешние времена во время празднования Торжества Православия в храмах в середине церкви полукругом, на аналоях выставляют храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от Церкви.

*Анафема (по-гречески ἀνάθεμα – отлучение) отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания.

**Синодик - список (или книга) с перечислением имен умерших для поминовения во время богослужения или в частной молитве (иначе, помянник или поминальник), а также, историческое название службы, составленной в 843 году по случаю торжества православной веры над иконоборчеством и традиционно совершающейся в первое воскресение Великого поста. В данной службе оглашается анафема еретикам и «вечная память» почившим ревнителям православной веры.