С билетом и только сидя: как правильно ездить в маршрутках? Инфографика

Категория:  Инфографика

С билетом и только сидя: как правильно ездить в маршрутках? Инфографика

   
   
Ответ редакции

Очень часто водители маршруток нарушают правила перевозки людей, подвергая опасности жизнь и здоровье пассажиров и пешеходов. Во многих маршрутных автобусах водители перевозят пассажиров стоя, делают остановку для посадки и высадки пассажиров в необорудованных местах, не выдают билеты, подтверждающие проезд, не соблюдают график перевозок и т. д. Читайте подробнее в репортаже Романа Кульгускина>>

Пассажиры имеют полное право пожаловаться на водителя общественного транспорта, если они столкнулись с его некорректным поведением, значительным опозданием по графику или отказом выдать билет за проезд. АиФ.ru объясняет, куда нужно жаловаться, если правила перевозки пассажиров нарушаются.

Лицензия и водительские права

Очень важным является наличие лицензии у водителя. В случае ДТП пассажиры легальных и нелегальных маршруток оказываются в неравном положении: одни имеют возможность получить компенсацию за причинённый им ущерб, а другие — нет.

Официальных перевозчиков закон обязывает страховать пассажиров во время движения и использовать расширенное ОСАГО, по которому выплаты пострадавшему могут достигать 160 тысяч рублей. Если же страховая компания по какой-то причине откажет гражданину в начислении компенсации, тот имеет возможность обратиться с иском непосредственно к транспортной компании как к юридическому лицу. А человеку, попавшему в аварию на нелегальной маршрутке, обращаться не к кому.

Так что, по возможности, садитесь на легальную маршрутку, а в случае сомнений не стесняйтесь попросить водителя показать вам лицензионную карточку и копию паспорта маршрута — это ваше право.

Государственную лицензию выдаёт Министерство транспорта РФ. Всего лицензируемых видов деятельности три, и на каждый из нижеперечисленных видов надо получать отдельную лицензию:

а) коммерческие перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом;

б) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

в) перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъёмностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензия действует пять лет, при этом на каждый автомобиль выдаётся специальная карточка, и в случае смены машины или расширения парка необходимо получать дополнительную лицензию.

Обязательным условием для перевозки пассажиров является наличие водительских прав. Для водителей маршруток права должны иметь категорию D.

Если вы сомневаетесь в легальности маршрутки, потребуйте у водителя права и лицензию на перевозку пассажиров до того, как сядете в общественный транспорт. По закону, водитель обязан предоставить вам документы.

Как отличить легальных перевозчиков от нелегальных?

Как правило, на конечной остановке общественного транспорта должен стоять указатель с информацией о фирме, обслуживающей маршрут, и интервале движения подвижного состава, а на самой маршрутке должно быть написано название перевозчика. Таблички с номером маршрута у легальных всегда выполнены типографским способом. Номер маршрута трёхзначный и с буквой «М» (например, 753-М, 206-М).

Также у легального перевозчика внутри салона всегда расклеены правила перевозки пассажиров и информационные листы с указанием стоимости проезда. Данные документы должны быть подписаны начальником предприятия и подтверждены синей печатью. У водителя такого ТС есть лицензия на осуществление деятельности и паспорт маршрута, а в салоне имеются номера телефонов фирмы-перевозчика. 

Билеты в легальном общественном транспорте утвержденной Минфином формы, на них должны быть указаны обязательные реквизиты — слова «Минтранс РФ» и «контрольный билет», а также номер и серия билета. 

Выдача билетов

Согласно правилам перевозки пассажиров в общественном транспорте, утверждённым постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112, пассажир должен купить билет у водителя (пункт 49а) и занять место в маршрутке (пункт 42). В ином случае при проведении проверки билетов (пункт 82 и пункт 83а) ему придётся снова оплатить стоимость билета (п. 84). Правила перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом обязывают перевозчика допускать в транспортное средство для проверки должностных лиц. Штраф за безбилетный проезд в случае проверки — одна тысяча рублей.

Пассажирам важно знать, что билет — это не только проездной документ, но и гарантия выплаты страховки в случае причинения вреда здоровью во время поездки. Поэтому обязательно требовать билет у водителя маршрутки.

Количество мест

Многим приходилось ездить в переполненных маршрутках. Хотя, согласно правилам дорожного движения, это запрещено. Большинство маршрутных такси — стандартные «Газели», которые рассчитаны на 13–15 мест, в зависимости от модификации салона, и водители не имеют права перевозить пассажиров свыше этого количества. В правилах сказано: «В маршрутных такси проезд осуществляется только на местах для сидения».

Штраф для водителя, которого уличат в перевозке пассажиров больше положенной нормы, составляет 500 рублей. Однако такая сумма водителей маршрутных такси не пугает, поскольку они получают каждый день «норму выработки». После смены водитель обязан сдать перевозчику определённое количество денег, а остальное кладёт себе в карман. Именно поэтому перевозчики не заинтересованы в перевозке 13–15 человек. По словам руководителя столичного транспортного департамента Максима Ликсутова, теневой оборот в этом бизнесе достигает 30 миллиардов рублей в год. Как правило, отчитываются перевозчики только за каждого второго пассажира. 

Частные перевозчики 

В Москве планируют постепенно избавиться от маршруток и заменить их автобусами большой вместимости. В этом году почти у 80 % частных перевозчиков заканчиваются контракты с правительством. По словам генерального директора ГУП «Мосгортранс» Евгения Михайлова, уже начиная с этого года частным транспортным компаниям не будут продлены разрешения по маршрутам, которые дублируют «Мосгортранс». Перезаключать договоры власти Москвы планируют только с теми компаниями, парк которых будет содержать транспорт большой вместимости. Поэтому маршрутки («Газели») сохранятся только в тех столичных микрорайонах, где автобус развернуться не может.

Куда жаловаться?

Если вы недовольны организацией работы маршрута или работой водителя, обращайтесь в городской Департамент транспорта. Сообщите специалисту день и время происшествия, номер маршрутного такси, а по возможности — имя водителя (оно должно быть указано в салоне на табличке). Если таких данных в салоне нет, а водитель отказывается их предоставить, придётся писать жалобу в управление транспорта, которое выдаёт лицензии на предоставление пассажирских услуг. Также можно написать жалобу в Роспотребнадзор. Необходимо точно указать номер маршрута, время поездки, номер автомобиля, место и причины инцидента. Будет намного убедительнее, если жалобу подпишут ещё несколько человек (нужно взять координаты хотя бы двух попутчиков и указать их в качестве свидетелей).

Куда ещё можно обратиться, чтобы пожаловаться на работу водителей общественного транспорта, узнайте из инфографики АиФ.ru.